ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 104 )
  



Действительно, с высоким статусом обычно несовместим, например, пид­жак типа реглан, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы (нет стрелок) и пр. И все эти особенности фиксируются людьми и влияют на оценку статуса.

Разнообразие фасонов зависит еще и от того, для какого возраста предназ­начается модель. И если костюмы дочери отличаются разнообразием, то в кос­тюме матери, как правило, отражается элегантность и простота, а в костюме для бабушки - сдержанная скромность.

Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняет­ся. Сейчас, например, здесь нет запрещений или правил, каждый может на­деть все, что захочет. Тем не менее, связь одежды с социальным статусом или родом занятий остается достаточно сильной. К примеру, Борис Немцов (вице-премьер Правительства РФ, 1997-1998 гг.) пришел на одну из официальных встреч в белых брюках и темном пиджаке. Наша пресса по этому поводу иро­низировала над ним.

Не только взрослые, но и даже дети успешно могут по одежде опреде­лить социальные характеристики. В одном из исследований испытуемым -десятилетним девочкам - предъявили фотографии наборов женской одежды. Результаты исследования продемонстрировали большую согласованность оценок испытуемых не только в вопросе социального слоя, к которому может относиться девушка, носящая «такую» одежду, но и в оценках ее личностных характеристик.14

Символическое значение имеют и качество одежды, частота встречаемо­сти данной модели (дефицитность), и ее соотношение с модой (модность). Все эти характеристики, как правило, находят свое выражение в цене костю­ма, которая, собственно, и несет информацию о человеке. Речь идет, прежде всего, о статусно-ролевых характеристиках субъекта. Чем выше цена, тем выше статус.

Индикатором общественного положения наряду с фасоном одежды явля­ется и такой элемент костюма, как обувь, усиливающий, по мнению специали­стов, символическое значение одежды. «Обувь, - отмечает психотерапевт Катрин Бенсаид, - не просто то, на чем ходят, ее стиль - это в большей мере стиль вашей жизни».15

 

Символика пола и сексуальных отношений

Символическая система костюма в значительной степени определена био­логическими и психологическими различиями представителей мужского и жен­ского полов, а также характером их взаимоотношений. Поэтому совершенно правомерен устойчивый, хотя иногда и гиперболизированный (сказывается влияние психоанализа) интерес исследователей к анализу знаков сексуальнос­ти и эротики в костюме человека.

Полярность полов, которая проявляется в разнообразнейших формах, на­шла в одежде средство демонстрации, призыв и желание нравиться.

Однако на психологическом уровне анализа полярность полов условна.

Давно известно, что в структуре личности представителей обоих полов можно обнаружить и мужское, и женское начала, которые часто обозначают понятия­ми «инь» и «янь», заимствованными из китайской литературы.

«Инь» означает деликатность, мягкость, нежность, чувствительность, утон­ченность, хрупкость, прелесть, т. е. женские черты. «Янь» - стойкость, реши­тельность, силу, энергию, выносливость, т. е. мужские черты. «Инь» ассоции­руется с утонченностью зимнего узора на стекле, «янь» - с прочностью сосны.


page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр