ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 12 )
  



плане формирование теорий моды происходило неравномерно. Условно можно было бы выделить три основных периода. Огромный всплеск интереса ученых к проблемам моды наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Середина XX столетия отмечена несколькими фундаментальными исследованиями, по­священными, в частности, моде как социально-психологическому феномену и психологии одежды. В последние десятилетия XX в. внимание ученых было сосредоточено на различных аспектах модных явлений: социальном, экономи­ческом, эстетическом, психологическом и т.д.

По содержанию теории моды можно подразделить на несколько групп: ав­тократические, мотивационные, событийные теории, теории идеологической причинности, эволюционная и многофакторная теории.

 

Автократические теории моды

Довольно широко распространено мнение о том, что определенные лично­сти играют первоочередную роль в образовании и распространении моды. Речь идет о так называемых «лидерах моды», которые утверждают ее, или о бизнес­менах-производителях модной продукции. Тем не менее, истории известны лишь немногие имена теоретиков моды, которые рассматривали действия от­дельных индивидов как принципиальную причину модных изменений, напри­мер, Бо Бруммель (Beau Brummel) и М-ль де Фонтань (Mlle de Fontanges).

Квентин Бэлл (Quentin Bell), известный английский художник и искусство­вед, критикует данную позицию: «Никто не создает моду, потому что мы рож­даемся в обществе, в котором мода всегда существует; она существует, потому что это приятно, наши эстетические привязанности предопределены для нас».2 В доказательство своей точки зрения Бэлл приводит следующие факты. Импе­ратрица России Екатерина II не оказывала заметного влияния на моду не пото­му, что не могла делать этого, а потому что не хотела, так как творила исключи­тельно для себя. Принцесса Уэльсская (70-80-е гг. XIX в.), казалось бы, также была способна оказать значительное влияние на женскую моду. Однако ее по­пытки вернуть кринолин или сделать модным в 1885 г. то, что было в моде десять лет назад стали достаточно вескими причинами появления ненависти англичанок и к миру моды, и к ней как автору нежелательных изменений.

Чарльз II, один из наиболее влиятельных в мире моды монархов, в свое время приложил немало усилий для того, чтобы привести моду к полной оста­новке. В 1666 г. им была представлена новая модель мужского платья, которая, как он считал, никогда не выйдет из моды. Это было, по свидетельствам исто­риков, «хорошенькое платье в персидском стиле». За королем последовали его придворные, и казалось, успех очевиден. Однако так продолжалось недолго; жилет был вскоре забыт, и англичане подобно англичанкам вновь стали зака­зывать модные одежды из Франции. Исходя из этих фактов, К. Бэлл делает еле­дующий вывод: «... лидер может быть приверженцем моды; он может переде­лывать детали, но он не может ни остановить, ни повернуть процесс назад».3

Противоречива и роль изготовителей одежды. Они действительно вынуж­дают общество следовать новой моде, но все же их главная цель, по мнению экспертов, - стимулировать потребительский рынок и таким образом обеспе­чить рентабельность производства.



page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр