ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 130 )
  



Этапы креативного процесса


Деятельность и дизайнера, и кутюрье, и стилиста носит творческий харак­тер, несмотря на различия в целях и результатах. Процесс творчества создате­лей одежды подчиняется общим закономерностям творчества и представляет собой чередование осознаваемых и неосознаваемых этапов. Запуск процесса происходит в сознательной сф.ере, продолжается в неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

Содержание первого этапа - подготовка - связано с появлением побужде­ния изменить что-либо в существующих образцах одежды, но переставших удовлетворять и модельера, и потребителя. Вектор этого побуждения создает возможность для осознания задачи, цели изменения, что определяет возникно­вение доминанты, привлекающей к себе необходимый для решения проблемы запас прошлого опыта. По мнению Т.Эмэбайл, принципиальное значение име­ет именно внутренний, идущий от субъекта характер побуждения к постановке и решению проблемы. Возникновение этого побуждения действительно может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается модельеру не со стороны, а формируется им самим.1

Этап подготовки характери­зуется сознательными усилия­ми по поиску вариантов реше­ния поставленной задачи, выде­ления главной цели, Мари Рич-чи (MarieRiccie), директор Ди­зайн-школы в Париже, в одном из своих публичных выступле­ний подчеркнула: «Мода - это, прежде всего, проектирование в уме. Модельер логически про­рабатывает, анализирует идею как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополни­тельную информацию».

Живопись, балет, художе­ственные выставки, фильмы, пу­тешествия, хорошие книги и, ко­нечно же, люди, их эмоциональ­ное состояние и веяния време­ни в целом становятся источни­ками творчества модельера.

Ив Сен-Лоран черпает свои идеи в живописи П. Пикассо, А. Матисса, П. Мондриана, Э. Уорхола, в произведениях Марселя Пруста. Дух Пленэра и свободы вдохновлял Габриель Шанель. Для Тьерри Мюглера наиважнейшую роль играют очертания тела женщины. Временные ассоциации, идеи сюрреа­листов С. Дали и Ж. Кокто, образы вымышленных или реальных лиц определя­ют творчество Джона Гальяно (Бланш Дюбуа из пьесы «Трамвай «Желание»», Наполеон и Жозефина или герои австралийского фильма «Пианино»). Кристи­ан Лакруа в причудливых, даже вычурных формах, передает свои душевные движения. Зарисовки впечатлений дня становятся источником вдохновения для мэтра российской моды Вячеслава Зайцева. Молодой российский кутюрье Ва­лентин Юдашкин находит идейную основу будущих коллекций в русской исто­рии, живописи, музыке.

В сущности, в процессе подготовки происходит углубление, детализация и прояснение образа идеи, придание ей пусть нечеткой, далеко не окончатель­ной, но все-таки структуры. И. Сен-Лоран как-то заметил: «Все мои модели создаются одним движением руки. Если этого не происходит, платье не удает­ся... Цвет и окончательную форму можно выбрать только после того, как жест «пойман».

Но если в творческой работе дизайнера или стилиста для решения постав­ленной задачи допустимо использование известных схем и алгоритмов, то в творчестве кутюрье известные, разработанные ранее способы достижения ре­зультата часто оказываются несостоятельными.

Для истинных кутюрье свойственно находиться на перманентном этапе подготовки. Идею перманентности этапа подготовки высказали Р. Эванс и П. Рассел.2
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр