ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 15 )
  



Условия, в которых проявляется мода, рассматривая историю человечества в целом, - исключительные условия. Как правило, модное и старомодное ка­кое-то время сосуществуют рядом. Мужчины и женщины наряду с модной одеж­дой продолжают носить и те модели, которые носили их старшие братья и сес­тры, отцы и матери.

Из этого факта следует, что личностные мотивы оказывают влияние на изменение моды только в специальных обстоятельствах; между модой и че­ловеческой натурой существует определенная взаимосвязь. С одной стороны, мода происходит от человеческой натуры, но, с другой стороны, человеческая натура сама является субъектом моды.

В этой связи целесообразно рассмотреть те теории одежды, которые со­относят внешнее оформление человека с его внутренним миром. Проблема влияния на одежду сексуальности и связанного с ней чувства застенчивос­ти обсуждается в работе профессора Дж. С. Флюгеля (J. С. Flьgel).8Автор, на первый взгляд, весьма убедительно показывает, как эротические пред­ставления обыгрываются в одежде. По мнению исследователя, одежда при­нимает фаллические формы, и это есть результат как сознательной дея­тельности человека, так и бессознательных психических механизмов. Флю-гель видит проявление сексуальных потребностей индивидов в том, как они надевают или снимают одежду. В свете его исследований создается впечатление, что сексуальная дифференциация, которая столь определяет будущее модного платья, может стать центральным звеном имиджа лич­ности.

Несмотря на ценность исследования Флюгеля в объяснении того, каким образом сознательные и бессознательные процессы могут быть выражены сим­волически в одежде людей, его результатов явно недостаточно для того, чтобы понять природу тех сил, которые изменяют форму этих символов. Справедли­вости ради следует заметить, что профессор Дж. С. Флюгель и не ставил таких задач. Все, «что психологи продемонстрировали, так это огромную важность, которую они придают истории костюма, - замечает К. Бэлл. - Сексуальный импульс может перевернуть все, говоря в общем, рассматриваться как посто­янный аффект в курсе истории, но, здесь мы имеем дело с нечто, которое по определению непостоянно. Если мы хотим увидеть причины модных измене­ний, то мы с точностью обнаружим их среди тех исторических сил, которые находятся в постоянном движении. Таким образом можно, например, объяс­нить, почему мужская мода стабилизируется, в то время как женская продол­жает развиваться».9

Кстати, Дж. Флюгель не был одинок в своих взглядах. И. Блох, Э. Фукс также утверждали, что мода складывается под определяющим влиянием эро­тических потребностей .|0

Изучая роль бессознательных импульсов в моде, исследователи часто при­водят конкретный пример с обувью на высоком каблуке, кстати, любимый пси­хологами. Флюгель объясняет появление этой моды тем, что высокий каблук делает осанку особой, усиливается пресс, что «молодит» фигуру, делает ее бо­лее сексуально привлекательной, при этом размер ноги зрительно уменьшает­ся и пятка принимает вид фаллического символа.

При рассмотрении и объяснении подобных вещей необходимо помнить, что в действительности здесь может быть более чем один контекст. Объяс­нение того, почему женщины в XX в. носили высокие каблуки, может иметь смысл, но при этом следует помнить, что в прежние века высокие каблуки но­сили представители обои
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр