ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 17 )
  



моды следует четко представлять детерминан­ты внутреннего мира человека, которые, очевидно, не исчерпываются факто­рами, указанными П. Нистромом или Дж. Флюгелем. Необходимо найти адек­ватное объяснение самой природе человека.

Расширение представлений о социальных детерминантах развития чело­века, закономерностях социального поведения личности повлекло за собой и изменение взглядов на причины моды.

И. С. Богардус, автор одного из тех немногих учебников по социальной психологии, в которых моде посвящена специальная глава, рассматривает дан­ное явление как результат социальной активности человека. В основе модных тенденций будь-то в одежде или философских теориях ученый видит стремле­ние человека к риску и обновлению, прогрессивному развитию, удовлетворе­нию потребности в более высоком социальном статусе. Мода оказывается вли­ятельнее любой идеологии.

Исследователь сформулировал целый ряд фундаментальных проблем, по­рождаемых именно социальным контекстом моды (кстати заметить, данные проблемы не утратили своей актуальности и сегодня, спустя полувека).

Во-первых, речь идет о росте экономических затрат как производителей, так и потребителей. Автор связывает это с возрастающей социальной активно­стью людей, потребностью иметь новый наряд для каждого официального слу­чая, увеличением спроса на дорогие материалы, метаниями моды от одной край­ности к другой. Исследователь подчеркивал тот факт, что стоимость модной женщины всегда запредельна.

Следующую проблему Богардус видит в том, что мода делает женщин своими рабынями. «Женщины часто сбиваются с ног в поисках наряда, кото­рый одновременно был бы и модным, и подходил по индивидуальным крите­риям. Ежегодно женщины расходуют огромное количество энергии, следя за изменением форм и деталей одежды. Ровно столько, сколько хватило бы для успешных и длительных выступлений в спортивных соревнованиях за Лигу Наций»."

Далее, автор с сожалением констатирует, что быстрая смена и преобразо­вание моды зачастую оттесняют в сторону предыдущую моду прежде, чем та будет оценена по достоинству. Негативное отношение общества к тем, кто про­должает носить старомодную одежду, мешает замечать действительно прекрас­ное. Если бы разгоралась борьба за очень красивую одежду, то тогда усилия могли бы быть оправданы, но под влиянием коммерции степень привлекатель­ности одежды год от года непостоянна.

Остромодное в костюме граничит с немодным, даже вульгарным. Это те крайности, которые бросаются в глаза и которые дискредитируют поклонниц и поклонников моды в глазах общественности.

Мода создает иллюзии. Она поддерживает статус личности благодаря созда­нию иллюзий размера, веса, успеха, возраста, авторитетности. Мода может выз­вать как единичные, так и множественные изменения. Ее тонкость заключается в том, чтобы щекотать самолюбие ее субъектов, вводить их в заблуждение.

Еще одна проблема нашла свое отражение в попытках разоблачить деспо­тизм моды через создание общественных институтов управления преобразова­ниями в костюме, например, Лиги Реформ в Одежде (DressReformLeague). Богардус отмечает, что усилия по созданию подобной организации никогда не будут оправданы. Тщетными обычно оказываются и попытки разоблачения тирании моды. «В результате - деловой и спортивный стили женской одежды лишены эстетических
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр