|
|
ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 22 )
бы в течение 1914 г. сильно пошатнуться и неуклонно падать на мировом рынке, но, принимая во внимание факты, этого не случилось. Да и не все женщины сразу отказались от корсетов. Со временем корсетные изделия были значительно модифицированы и используются прекрасным полом с целью подчеркнуть свою привлекательность. Эти примеры напоминают о существовании одной из главных проблем, которая противостоит любой попытке создать теорию моды в зависимости от политических событий или господствующих моральных ценностей того или иного исторического периода. Если бы утверждение «нет корсетов - плохие деньги» было бы принято, то тогда в 1860-х гг. было бы невозможно, импортировать французскую моду в США. Или, если бы можно было принять утверждение «есть корсеты - приятный звон монет» в те времена, когда П. Пуаре изменил судьбы женской одежды в Англии и России, тогда он должен был бы экспортировать вместе с модной одеждой и инфляцию. Однако этого не случилось.Обнаружить какую-либо существенную разницу между модами различных стран очень сложно. Именно поэтому проявление некоторых отличий кажутся специалистам столь важными, что позволяют им рассматривать, например, английскую моду XIX столетия как нечто совершенно отличное от французской моды того же периода и в качестве причин, определяющих модные тенденции, называть события общегосударственного или местного масштаба. Жители провинциальных центров, как правило, имитируют моду жителей столицы и делают это зачастую неумело, эклектично, что, в свою очередь, создает впечатление существенного отличия. В прошлые века, как уже не раз отмечалось, одежда находилась под сильным влиянием местных традиций. Но всегда находились отдельные хорошо информированные граждане, которые не подчинялись правилам и изменяли свои наряды в соответствии с тем, что видели на фотографиях или модных иллюстрациях журналов. По этим источникам трудно установить, что именно пришло из Лондона, а что из Парижа, Вены или Милана. При этом совершенно очевидно, что Италия, Австрия, Франция и Англия переживали в один и тот же временной период разные политические события. Но и это еще не все: каждая страна имела, если можно так сказать, разную «моральную атмосферу». Все вышеприведенные примеры, естественно, не в пользу объективности излагаемых теорий, которые построены, прежде всего, на анализе отличий, очевидных лишь для экспертов.
Теории идеологической причинности моды «Дух времени управляет модой» - главный тезис теорий идеологической причинности моды. Пытаясь доказать это, Ж. Тард допускает гипотезу о переменах во французском костюме в течение трех столетий (имеется в виду с XVIII по XIX вв.) в обратном порядке и приходит к выводу о невозможности такой метаморфозы, прежде всего, с мужским костюмом: «Она невозможна, потому что события, взгляды и нравы, внешним проявлением которых до известной степени служит костюм, представляют со времени Людовика XIV известную логическую связь, не допускающую, как и законы подражания, чтобы их мелодия была, так сказать, сыграна в обратном направлении».18 При этом ученый проявляет непоследовательность в своих суждениях. Тард допускает развитие в обратном направлении женской моды, совершенно независимо от порядка, в каком развивались идеи и нравы, и объясняет это «незначительным участием женщин в политической и умственной жизни, их всюду и всегда преобладающим желанием нравиться физически и, несмотря на их пристрастие к переменам, основною неподвижностью их природы».19 С Тардом трудно согласиться, потому что идея модных изменений должна зародиться в сознании. Сознание есть продукт общественного бытия человека, которое, как известно, не может быть сведено лишь к взаимоотношению полов. Практически в любом исследовании предписаний, какой быть женской моде, подчеркивается: «В каждой стране во все исторические периоды сознание женщиныpage 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 |
|
![]() ![]() |