ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 26 )
  



наполнить его собой, и у нее нет необходи­мости отвечать немедленно на какие-либо стимулы, но она действует только тогда и только там, где это желательно»,2' - заключает К. Бэлл.

С одной стороны, если принять эти посылки и позволить так называемому Духу Времени властвовать там, где можно быть не объективным, то в этом случае аргументы превращаются в тавтологию: мода такова, потому что таков Дух Времени, потому что так считает Дух Времени. Таким образом, появляет­ся теория идеологической причинности, основой для которой являются не фак­ты, а некие сверхъестественные предположения.

Если же, с другой стороны, попытаться обнаружить нечто рациональное в теории идеологической причинности или попытаться провести связующую нить между этическими, религиозными, политическими и эстетическими взглядами людей и одеждой, которую они носят или носили, то недолго зайти в тупик. Каж­дый раз неизбежно будет напрашиваться вывод о том, что мода существует сама по себе, имеет ясно определенную тенденцию и не ограничена никакими идео­логическими барьерами. «Образцы модного поведения не зависят от каких-либо специальных моральных или социальных установок. Мода в такой же мере сво­бодна, как и идеология»,24 - заметил в свое время Герберт Блумер (Herbert Blumer).

 

Эволюционная теория моды Дж. Герда

Идея о сверхъестественной основе моды получила свое дальнейшее разви­тие в работах Джеральда Герда (Gerald Heard), мыслителя, который рискнул объяснить моду как продукт Жизненной Силы или так называемого Эволюци­онного аппетита, как результат деятельности, но не человека, а Бога. Автор считает, что человек больше не подвержен эволюционным процессам, эволю­ционирует лишь то, что окружает его, и эта эволюция идет быстрее, потому что происходит в среде с меньшим сопротивлением.

Взгляды Герда об эволюционном развитии костюма вызывают значитель­ные возражения. В частности, один из критиков отмечает, что процесс эволю­ции жизни вещей определяется, прежде всего, условиями, в которых выживает портной, когда требования полезности вещей безжалостны. Параллель между фазами моды и эволюционным развитием живых существ можно было бы про­вести в том случае, если бы имелись доказательства регрессивного развития животных, т. е. в направлении выраженной неприспособленности особей к су­ществованию. И если бы это продолжалось до тех пор, пока их развитие не стало бы зависеть от доброй воли сверхъестественных сил.25 Некоторые виды домашней птицы в Японии полностью соответствуют этим условиям, но они -результат искусственной, ненатуральной, селекции.

В утверждениях Герда обнаруживается удивительное сходство между раз­витием одежды и развитием тела человека: одинаково медленное развитие форм, одинаковое увеличение специальных черт, видоизменение частей, подобие ми­стическим силам.

Дж. Герд был одним из немногих авторов, которые изучали проблемы моды на основе анализа истории китайского костюма. Он пишет: «Вдруг мы понима­ем, что сталкиваемся с людьми, которые по какой-то неведомой нам причине настолько рациональны и прагматичны, что мы вряд ли когда-нибудь сможем достичь такого же уровня».26 Этим автор объяснял равнодушие китайцев к моде и, в целом, их неспособность к развитию. Последняя часть вывода сформули­рована автором под влиянием расовой теории развития человека, сторонником которой он являлся.
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр