ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 27 )
  



Расовую теорию Герд применяет к любому платью, в чем существенный недостаток его работ.

Тем не менее, труды Дж. Герда содержат немало интересных наблюдений. Так, в обуви китаянок, придающей ноге вид копыта лошади, равно как и в муф­тах, и манжетах, скрывающих руки китайца, автор видит моду, определяемую тотемом Маньжурии и отражающую миф, согласно которому непобедимый всадник может вознестись на небесный трон, стоя на хребте лошади. «Воссоз­дание былого национального великолепия пробуждает многовековую расовую память», 27- заключает ученый.

Причина эволюционного развития костюма часто усматривалась в сексу­альных мотивах поведения людей. Например, искажение или отказ от традици­онных одежд и обуви оценивались в китайской культуре как подчеркивание сексуальной привлекательности.

Если бы так было в действительности, то тогда было бы справедливо утвер­ждать, что «одежка» некоторых животных тоже имеет исключительно специаль­ное предназначение. Например, хвост павлина, яркий огузок мандрил могли бы быть представлены как сексуальные стимулы, полезные только при ухаживании. К. Бэлл выражает сомнение по этому поводу: «Вряд ли яркие окраски животных эволюционируют таким же способом и с той же целью, что и красивые костюмы людей. Яркий хвост павлина, распускаемый им перед встречей с павлинихой, может интерпретироваться как демонстрация великолепия, сексуальной привле­кательности перед спариванием с целью произвести потомство. Существует ли необходимость в этом, например, для леди и джентльменов? Если да, то чем можно объяснить определенную фригидность, встречающуюся среди высших слоев Запада? Не подтверждает ли это мысль о том, что вычурность и нагромождение деталей в костюме богатых и их слуг является результатом имеющихся у них проблем деторождения. К счастью, кажется, что это не так; хотя существуют, несомненно, экономически обусловленные стандарты сексуальной привлекатель­ности, такие как маленькие ладони и ступни, изысканная и хрупкая комплекция; есть изобилующие доказательства того, что классы могут свободно «скрещивать­ся» и делают это без какого-либо явного богатства воображения».28

Эволюционистские гипотезы не подтверждаются, потому что эволюция имеет дело с видами, в то время как костюм и мода на него определяются ни расами, ни национальностями, а классами и малыми группами внутри классов.

 

Актуальность комплексных социально-психологических исследований моды

Совокупность идей, изложенных в рамках основных теорий моды, по­зволяет сделать ряд важных обобщений. Прежде всего, следует заметить, что мода не является и никогда не была универсальным условием костюма.

Она - всецело европейский продукт и имеет такую же длительную историю развития, как и сама европейская цивилизация. Мода - огромная ста, воз­действующая на огромные массы людей всего мира. Мода - экстремально властная сила.

Мода - интернациональное явление. Во всяком случае, эта тенденция бу­дет существовать до тех пор, пока мода будет диктоваться всего лишь несколь­кими центрами. Еще столетие назад такая тенденция наблюдалась при образо­вании художественных стилей.

Распространение моды не может считаться регулярным процессом. Следу­ет также заметить, что в определенных обстоятельствах архаические формы выживают
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр