ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 36 )
  



что модно» не ограничивается только областью модной одежды. В любой об­ласти вещного и идеального мира, которой достигает действие моды, где что-то происходит под ее влиянием и где, следовательно, она может стать призна­ваемой ценностью, такое оправдание вообще правомерно. Но мода - это спе­цифическая ценность, готовая тут же превратиться в свою противоположность, в то, чем можно и нужно пренебречь. Любая другая ценность содержит в себе свою необходимость, свое долженствование. Оба соображения - то, что цен­ности привлекаются для оправдания предпочтений моды, и то, что она сама может выступать как особая ценность, - выводят нас в более широкий кон­текст социальных явлений и обнаруживают возможность понять моду в связи с механизмом ценностного регулирования в целом.

Модные стандарты и ценности носят нормативный характер (как и любые другие средства социальной регуляции), но степень императивности, принуди­тельности, жестокости их предписаний не очень велика. Так называемый «Дик­тат» моды зачастую преувеличивается в массовом сознании. Это видно хотя бы из того факта, что нарушение нормативных предписаний моды, как прави­ло, не влечет за собой серьезных социальных санкций по отношению к «прови­нившемуся». Во всяком случае, нормы в моде менее императивны, обязатель­ны, жестки, чем в ряде социальных институтов или в обычае. Обычные санк­ции в таких случаях: избегание «нарушителя» в своей социальной группе, на­смешка, гласное или негласное порицание и т. п. Правда, можно сказать, что результаты такого рода санкций могут быть весьма серьезными. Но это гово­рит не об императивности и жестокости нормативного регулирования в моде, а об его эффективности.

Факт вхождения моды в психологическую структуру личности в форме личностной ценности является непременным условием модного поведения. Мода наряду с другими личностными ценностями отражается в сознании в форме ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как непол­ное, неадекватное отражение моды как личностной ценности в сознании, так и ориентация в плане сознания на моду как на ценность, не являющуюся реаль­ным мотивом поведения личности.

В структуре зрелой личности ценности выполняют функцию перспектив­ных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализа­ция которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных форм ценностей.

Следовательно, характер отражения моды как личностной ценности в со­знании определяет степень интеграции жизнедеятельности. В случае призна­ния мода принимается как жизненная цель, а поэтому может выступать эле­ментом поведения и сознательной деятельности человека.


Мода отражает объективные потребности человека и определяет способ и характер действий человека по их удовлетворению. Как и любая другая цель, мода является специфическим механизмом интеграции различных действий че­ловека в некоторую последовательность или систему: цель, средство, результат.

Мода может рассматриваться как идеальное предвосхищение результа­та деятельности, а деятельность - сложный процесс следования моде.


page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр