|
|
ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 37 )
В отвергаемом же как антигуманном тезисе «цель оправдывает средства» мода обнаруживает потенциал развития деятельности человека, устанавливает те самые границы дозволенного, о которых писал Ю. Лотман. Прежде, чем принять то или иное модное веяние, человек конструирует образы, связанные с оформлением своей внешности, самочувствием, реакцией других людей. Эти образы, как и любое другое представление, схематичны, но максимально соответствуют идеальному образу, который представлен как цель. Зачастую мода застает человека врасплох. Чаще всего бывает недостаточно средств для того, чтобы точно воплотить эталонный вариант одежды. Любая цель предполагает наличие средств, необходимых для осуществления процесса достижения результата. Поэтому вся активность субъекта, стремящегося следовать моде, направлена на устранение несоответствия. Поиск мастера, тканей, похудание или наращивание форм, - на какие только затраты, жертвы и ухищрения не идут истинные фанаты моды. Здесь уместно вспомнить о подушках, которые подкладывали под бока юбки модницы эпохи Возрождения. Анализ жизнедеятельности, направляемой модой, предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и ситуацией, задаваемой модой, и тогда следование моде становится процессом преодоления этого несоответствия.
Поведение участников моды Еще один важный компонент моды - поведение участников моды, т. е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные выше другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды. Участие в моде - это специфическая система взаимодействия, контактов, связей между субъектами моды, зачастую обозначаемая как коммуникация. Коммуникация в обществе не может осуществляться без каких-либо знаковых средств. Как было показано выше, в моде такими средствами являются модные стандарты и объекты. В зависимости от того, какова роль, функция участников в процессе модной коммуникации, их можно разделить на три большие категории: 1) «производители», создающие модные стандарты и объекты; 2) «потребители», усваивающие и использующие их в своем поведении; 3) «распространители» (дистрибьюторы), передающие модные стандарты и объекты от производителей к потребителям. Задача «производителей» - создавать новые вещи, которые будут привлекать внимание и будут куплены, независимо от того, заслуживают ли они похвалы или нет. Основную нагрузку по реализации этой задачи несут дизайнеры, которых нанимает промышленник. Успешность деятельности дизайнера зависит от того, насколько глубоко он понимает психологию человека и искусство, имеет ли он интуитивное чутье. Его творческая деятельность, однако, часто становится жертвой денег, и поэтому ему приходится использовать свои социально-психологические знания для того, чтобы привлечь внимание потребителя и завладеть им. Данное обстоятельство порождает довольно противоречивое отношение дизайнеров к человеку. С одной стороны, они стремятся использовать людей в своих коммерческих интересах, но, с другой стороны, их помыслы нацелены на прогрессивное развитие человечества. page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 |
|
![]() ![]() |