ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 41 )
  



«социальной гонкой», хотя, возможно, название «модная гонка» было бы более специфичным.

 

Мода как социальная норма поведения

Процесс следования моде часто называют уникальным (Г. Блумер, И. Бо­гардус и др.), так как в него вовлекается большое количество людей, которые начинают демонстрировать определенные образцы поведения, принимаемые за социальную норму.

Мода как социальная норма поведения человека всегда выражается в оце­ночной или конкретно-чувственной форме, устанавливает свою власть над людьми либо через показ того, как надо одеваться, либо через обнаружение соответствия явления - а мода имеет дело именно с миром явлений, а не сущностей, - его образной функции. Последнее понятие означает, что в моде предопределяются не только границы, в которых должна оставаться личность как объект вос­приятия окружающих, но и относительная ценность различных свойств инди­вида для окружающей социальной среды. Свойства, представляющиеся наибо­лее ценными, специально подчеркиваются модой, превращаясь в своего рода конкретно-чувственных носителей некоего идеального содержания.

Таким образом, нормативность не только не мешает моде быть одной из форм утверждения эстетического идеала, но и дополняет и развивает эту ее сторону. Эстетический идеал утверждается модой и в том смысле, что одна из ее главных целей - преодоление противоречий между внешним обликом лю­дей и эстетическим идеалом данного времени. Это означает, что в той мере, в какой внешнее взаимодействует с внутренним, мода влияет и на содержание человеческой личности.

Реализуя общественную потребность в регулировании человеческого по­ведения, ограничении его определенными социальными рамками, мода широ­ко использует индивидуальную потребность человека в «самовыражении» и утверждении себя как определенной нравственной и эстетической ценности. Действуя в определенных обстоятельствах, особенно в обстоятельствах, пред­полагающих заинтересованность во внимании и позитивной реакции окружа­ющих, личность вольно или невольно использует возможность изменения не­которых деталей своего внешнего облика для создания оптимального представ­ления о себе. Здесь вполне возможна аналогия с действием художника, «лепя­щего» положительный образ. Причем внутренним содержанием образа, созда­ваемого с помощью моды, служит реальное бытие человека. Ясно, что это бы­тие во многом различно в различных социальных условиях. Соответственно, эазлично и его отношение к той норме, которая выражена в моде. «Мода регу­лирует поведение индивидов и групп, составляющих социальную систему, и способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования»,7 - подчеркивает А. Гофман.

Сегодня есть возможность определить роль и место моды в индивидуаль­ной жизни человека, преодолевая стереотипные представления о моде как стан­дартизированном массовом поведении, которое, по всей вероятности, является отзвуком тенденции, наблюдавшейся в общественном сознании 60-70-х гг. XX в., к стандартизации, унификации широко распространенного мнения о ти­пичности жизни всех людей.

Современная мода - это ценность, освоение которой зависит от индивиду­альных возможностей субъекта, особенностей его жизнедеятельности в целом.
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр