|
|
ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 42 )
Сегодня в одежде модно подчеркнуть индивидуальность. Что это - случайность, определяемая Временем, или закономерность, скрывающаяся под пеленой Времени? По данным опроса, проведенного нами среди студентов СПГУТД (1999), практически все респонденты следят за изменениями в моде. 25 % из них регулярно знакомятся с новинками моды по журналам, остальные 75 % получают интересующие их сведения через другие средства массовой информации (телевидение, радио, газеты). 74, 7 % опрошенных при выборе модной одежды ориентируются на свой вкус, остальные 24,3 % советуются с друзьями. Следует специально отметить, что ни те, ни другие не выбирают то, что носят все, т. е. в большинстве своем субъекты учитывают тенденции и направления моды, но обязательно соотносят их с личными предпочтениями. 50 % испытуемых к ситуация, когда рядом оказывается другой человек точно в такой же одежде, относятся отрицательно, подобная ситуация воспринимается нормально 35 % опрошенных и лишь 15 % к этому факту остаются безразличными. Это свидетельствует о том, что для большинства испытуемых модная одежда имеет более глубокий личностный смысл, чем может показаться на первый взгляд. Большинство молодых людей посредством модной одежды стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. 80 % опрошенных с помощью модных вещей пытаются скрыть свои недостатки, создать новый образ, произвести положительное впечатление на окружающих. Почти 20 % респондентов используют модную одежду лишь как средство привлечения внимания противоположного пола. Таким образом, мода выступает как проекция основных структурных компонентов концепции «Я» личности (физического «Я», социального «Я», идеального «Я») на ее потребительское поведение. В процессе социализации личность изменяет представление о своем «Я», расширяя его за счет накопления социального опыта, идентификации с определенной социальной группой. Все эти изменения находят свое отражение в одежде, которую выбирает человек, в характере отношения к моде в целом. В свою очередь, изменения, которые предлагает мода во внешнем оформлении и одежде человека, в условиях научно-технической революции выступают как своего рода тесты, лакмусовые бумажки, с помощью которых проверяется потенциальная возможность индивида к психической изменчивости. Человек, не способный принять новую моду на одежду, нередко воспринимается другими как демонстрирующий инертность своего склада мышления, «закрытость к изменениям». Следовательно, мода может рассматриваться как один из каналов социализации. От других видов социализации мода отличается тем, что она обращена на общедоступные культурные образцы.8 Культура состоит вовсе не в том, чтобы повсюду выпячивать и подчеркивать свою «особенность», свою непохожесть на всех других, а как раз в обратном, в том, чтобы уметь делать все то, что умеют делать другие, но, по возможности, лучше. Принято считать, чем образованнее человек, тем меньше выступает в его поведении нечто только ему свойственное и именно потому случайное. Только на почве культуры и расцветает подлинная оригинальность, подлинная, т. е. специфически человеческая, индивидуальность, которая и называется личностью. page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 |
|
![]() ![]() |