ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 44 )
  



нравственность и выглядеть эстетически привлекатечьно. Разногласия встре­чаются лишь при установке иерархии целей использования одежды.

Этнограф Б. Адлер, подчеркивая отражение в одежде процесса духовного, культурного развития человека, указывал, тем не менее, на превалирующую роль одежды в адаптации человека к климатическим условиям: «Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом по­явлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главною направляющею и воздей­ствующею на человека силою».1

В пособии «Как мы должны одеваться?», изданном в конце XIX в., подчер­кивается, что одежда должна:

а) препятствовать утечке тепла;

б) быть легкой, прилегающей к телу и приспособленной к движениям;

в) при движениях не издавать шороха;

г) покрывая тело, способствовать рельефному выделению красивых форм;

д) способствовать дыханию тела (выделению шлаков).

На первый взгляд, совершенно естественным кажется использование че­ловеком одежды для удовлетворения элементарных биогенных потребностей, обеспечивающих индивидуальное и видовое существование человека, напри­мер, для защиты от неблагоприятных природных условий (холода, жары, вет­ра, дождя и снега). Однако для теплых стран данная функция одежды часто не актуальна. В примитивных обществах доледникового периода одежда, в ос­новном, применялась для украшения тела.2

Функция украшения имеет сложную структуру. Украшая свое тело прими­тивными одеждами, человек стремился, с одной стороны, сделать себя более привлекательным для потенциального сексуального партнера, подобно живот­ным и птицам, участвующим в брачных играх, с другой стороны, кодировал определенную информацию. Среди женщин, принадлежавших к африканским племенам, использование передника являлось знаком того, что она неприкос­новенна для постороннего мужчины.3 С развитием примитивных цивилизаций красивая одежда стала использоваться как символ власти, символ принадлеж­ности к группе, как знак для защиты от случайных нападений своих же сопле­менников в ходе межплеменных сражений.

Дж. Флюгель считает украшение тела главным мотивом ношения одежды человеком, сочетающим в себе защитную функцию и функцию выражения бла­гопристойности (стыдливости, нравственности), которая отражает привержен­ность человека библейским традициям.4 Но данное мнение - результат рассмот­рения проблемы лишь в одной плоскости.

Всему человечеству известно происхождение одежды, поведанное Библи­ей. Адам и Ева были созданы Господом Богом нагими и не стыдились этого. Но, съев запретный плод, счастливые обитатели рая неожиданно устыдились своей наготы и, прикрывшись листьями, спрятались среди деревьев. По Свято­му Писанию, фиговый листок явился прообразом одежды человека, символи­зирующей его природную скромность.

Стыдливость рассматривается Дж.С. Флюгель как сдерживающий фактор, который может быть направлен преимущественно против социальных или сек­суальных форм поведения. Данный фактор сдерживает порывы выставлять напоказ обнаженное тело, препятствует демонстрации вычурных или очень красивых одежд. Благопристойные одежды могут передавать отношение чело­века к состояниям «Я»
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр