ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 45 )
  



или состояниям других людей; могут послужить сигна­лом страсти или желания получить удовольствие (социального или сексуаль­ного характера) и, наоборот, знаком отвращения, стыда или осуждения. И это может иметь отношение к различным частям тела, прикрываемым одеждой.

Б. Адлеру принадлежит иная точка зрения: «Существование одежды, взя­тое само по себе отдельно, не является абсолютным показателем состояния нравственности и духовных качеств известного народа. Лишь впоследствии, только с момента появления у населения одежды и с постепенным развитием духовной и материальной культур, пробуждается в человеке то чувство, кото­рое в современном образованном обществе называется стыдливостью; по пре­имуществу, впрочем, оно внешнего характера и составляет дело привычки. Китаянка старательно прячет под платье свои изуродованные ножки. Наша за­мужняя крестьянка стыдится снять с головы повязанный платок».5

Л. Лангнер, в свою очередь, подчеркивает, что стыдливость - чувство, обус­ловленное только высоким уровнем самосознания, и является скорее результа­том ношения одежды, чем его причиной, а поэтому вряд ли правомерно утвер­ждать о стыдливости как функции одежды.6

С Лангнером трудно согласиться целиком. Скромность и стыд - состоя­ния, имеющие исключительно человеческую, социальную природу. Эти состо­яния проявляются в том случае, когда человек становится объектом самонаб­людения или наблюдения извне, объектом сопоставления с идеалом. Детерми­нация этих состояний самосознанием очевидна. Но не только им. Эти состоя­ния определяются и глубинами подсознания, особенностями архетипической памяти, сконцентрировавшей в себе представления многих поколений об эсте­тических идеалах человеческого тела и эстетических нормах его демонстра­ции. В ней находят свое отражение эмоциональные переживания человека, свя­занные с осознанием своего тела, прежде всего, его детородных функций, с рефлексией и усвоением реакций других людей на тело в одежде или без нее.

Очевидно, что вышеобозначенные функции одежды приобретают особый смысл в контексте социальной жизни человека, удовлетворения его социальных потребностей. По мере врастания индивида в социальные отношения услож­няются и функции одежды. Она используется теперь не только для украшения тела, защиты от неблагоприятных условий физической и социальной среды или выражения скромности, но и для половой, национальной, социальной иденти­фикаций. Вот некоторые мнения на сей счет.

Л. Лангнер отводит одежде чрезвычайно важную роль в развитии цивили­зованного общества. Он пишет: «Человек с древнейших времен носит одежду для того, чтобы преодолеть чувство собственной неполноценности и достиг­нуть признания своего превосходства над всем прочим мирозданием, ...чтобы добиться восхищения и убедить себя в том, что он - «принадлежащий к».7

Г. Мерфи (G. Murphy) называет одежду «средством осуществления жиз­ненных ролей. Использование одежды в соответствии с выполняемой ролью начинается еще во младенчестве и остается занятием на всю жизнь. Существен­ной характеристикой большинства людей является их профессиональный ста­тус, поэтому каждый должен одеваться в соответствии с ролью, предписывае­мой статусным положением».8

Р. Линз (R. Lynes) утверждает, что в одежде людей в большей степени пред­ставлены их настроения и нравы, чем их занятия, потому что одежды по своей сути эфемерны, т.е. легко и быстро реагируют на изменения общественного настроения. Автор замечает, что с тех пор как мужская одежда перестала быть униформой на
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр