ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 47 )
  



Во-вторых, абсолютизация социальной обусловленности моды приводит к выхолащиванию представлений о ней, например, классификация, приводимая во многих работах и давно потерявшая имя своего автора: избирательно-орти-ентирующая, унифицированная функции, функция формирования восприятия и вкуса, воспитательная, защитная, коммуникативная и интеракционная функ­ции и др. В приведенной классификации основной акцент ставится на обуслов­ленность моды социально-психологическими закономерностями поведения и общения людей, а именно законами социальной адаптации и межличностных отношений. Подобное, эклектичное по своей сути, функциональное описание моды исключает проявление индивидуального своеобразия личности в моде, отрицает роль творчества в создании и распространении моды.

И, в-третьих, излишняя конкретизация функций моды также затрудняет понимание природы исследуемого явления. Так, в широко известной класси­фикации Г. Дж. Блумера 12 обнаруживают себя семь функций моды, которые автор называет социальными:

1. Мода может выступать как безобидная игра фантазии и каприза людей.

2. Мода дает возможность избежать тирании обычаев.

 

3. Мода является формой санкционированного риска, связанного с ново­введением.

4. Мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «Я».

5. Мода используется для замаскированного выражения сексуальных инте­ресов.

6. Мода помогает производить постоянное отграничение элитных классов.

7. Мода служит средством внешней, поддельной идентификации людей,
занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатус-
ной группой.

Очевидно, что приведенная классификация лишь в общих чертах может быть признана социальной. Автор наряду с социальным компонентом моды упоминает и другие, не менее важные для понимания сути данного явления: креативный, эмоциональный, социально-психологический и социологический. Данная классификация задает многовекторное пространство для комплексных социально-психологических исследований моды.

На личностном уровне анализа проблемы эти функции могут быть рас­смотрены как основные мотивы следования моде.

Однако в работе Г. Дж. Блумера обнаруживает себя методологическая осно­ва исследований. Автор делает акцент на следующие важные особенности моды:

«во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообра­зия посредством выбора из различных культурных моделей одной, которая ин­терпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее принятию;

во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот про­цесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные куль­турные модели и подвергая их коллективному отбору, мода становится сред­ством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру;

в-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприя­тия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна».13

Особое значение исследователь придает функции единообразия: «Едино­образие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный обра­зец (стиль,
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр