ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 48 )
  



фасон одежды, материал и т. д.) усваивается и выбирается в каче­стве своего множеством индивидов, различными социальными группами и гло­бальными обществами. Без определенной степени единообразия в моде соци­альная жизнь вообще была бы невозможна».14 В реальной жизни индивид осу­ществляет свой выбор из образцов, предлагаемых обществом, под влиянием общества и социальных групп.

Демонстративный отказ от стандартов, предписываемых модой, чаще все­го означает предпочтение других стандартов, предписываемых либо обычаем, либо прежними «модами».

Каждый отдельно взятый модный стандарт в определенный промежуток времени формирует единообразие среди его приверженцев. Но одновременно и наряду с ним сосуществуют и другие модные стандарты: старомодный, кото­рый еще выбирают, и сверхмодный, который уже выбрали.

Обобщая приведенные выше мнения и факты, можно сформулировать ос­новные функции моды:

• мода как регулятор сознания и поведения;

• мода как показатель социального положения и престижа;

• мода как показатель эстетической ценности.

Данные функции могут быть интерпретированы как отражение в моде от­ношения индивида к себе, к другим людям, к миру в целом.

Итак, рассматривая моду в качестве регулятора сознания и поведения, сле­дует иметь в виду возможности моды в удовлетворении потребностей чечове-ка в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды, в ситуации неус­тойчивости собственных оценок и ценностей. В этих случаях для человека до­статочно походить на принимаемый большинством модный стандарт-образец.

В «моде» участвуют самые разнообразные социальные группы, классы, слои.

Модная одежда способствует интеграции внутри «высших» классов, слоев и групп и в то же время их отделению от «низших». Таким образом, мода явля­ется не только выражением, но и фактором социальной дифференциации.

Мода в масштабах всего общества возникает там и тогда, где и когда суще­ствует возможность изменения социального статуса и подражание одних соци­альных классов и групп другим посредством заимствования определенных куль­турных образцов. Это заимствование служит иногда одним из средств самоут­верждения «восходящих» классов.

Следование моде, по мнению 3. Б. Элькиной, удовлетворяет необходимость индивида принадлежать к определенной общности, нередко выступающей в крайне аморфной, иллюзорной форме, но индивид испытывает удовлетворе­ние от принадлежности к ней.15

Анализируя моду как показатель социального положения и престижа, ав­тор замечает, что мода всегда сопряжена с оценкой и может быть повсюду, где имеется, по крайней мере, три компонента: субъект оценки, нуждающийся в упрочении, создании или изменении своего социального положения; объект оценки, оцененный как социально-значимый объект; возможность приобще­ния субъекта оценки к объекту оценки, т. е. доступность потребления предмета культуры. Предмет культуры - физические свойства объекта, включенные в функционирование моды. Отсутствие одного из названных элементов ведет к тому, что мода в обществе (группе) не функционирует.

Мода выражается в определенном поведении субъекта оценки, часто не осознаваемом, когда происходит приобщение к объекту оценки, для создания или закрепления собственного престижа.


page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр