ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 49 )
  



Личный и социальный престиж - это разновидность «соотносительной оцен­ки». Социальные оценки оказывают важнейшее влияние на самоуважение лич­ности, ее выбор. Но оценивать кого-либо или что-либо можно, лишь сравнивая с кем-либо или с чем-либо, поэтому сравнения служат одним из важных средств оценивания для индивидов, социальных групп и обществ. Формирование лично­сти происходит в процессе постоянного сравнения себя с окружающими.

Сравнение служит одним из средств, выявляющих равенство или неравен­ство социальных условий жизни людей. Причем сравнение это самими участ­никами социальных процессов отнюдь не обязательно осуществляется произ­вольно и целенаправленно. Оно оказывает влияние на восприятие и оценку потребляемых благ и тем самым на престиж самого их потребителя.

Все, что наделяется престижем в потреблении, в целом можно разделить на то, как, что и кем потребляется. Между всеми этими сторонами существует несомненная взаимосвязь. Так, с одной стороны, определенные нормы и цен­ности потребления, потребляемые вещи служат знаками престижа их облада­теля, т. е. сравнительной оценки и уважения со стороны окружения (внешнего престижа) и самооценки и самоуважения (внутреннего престижа). С другой стороны, престиж самого обладателя влияет на оценку того, что и как он по­требляет. Тесная связь между тем, что человек потребляет, и тем, что он собой представляет, дала основание американскому психологу У. Джемсу включить имущество человека в его «эмпирическое Я».

Если социальная роль потребителя для индивида главная, то и потреби­тельский престиж становится для него определяющим, вытесняя или оттесняя на периферию его сознания престиж остальных видов деятельности и челове­ческих качеств. В то же время постоянная озабоченность индивида прести­жем как таковым, тем, как оценят, отнесутся ли с «должным уважением», нередко приводит к тому, что его интерес к реальным качествам потребляе­мых благ, наслаждение ими в значительной степени утрачивается.

Итак, потребность в престиже, т. е. уважении и самоуважении, относится к числу важнейших потребностей человека. Потребление, в частности потребле­ние модной одежды, - одна из сфер, в которых эта потребность реализуется и удовлетворяется. Престиж служит одним из инструментов, посредством кото­рых действуют социальные нормы: в нормальных условиях то, что и как выби­рается (например, одежда), должно вызывать уважение как самого потребите­ля (внутренний престиж), так и его социальной среды (внешний престиж).

И, наконец, мода выступает как показатель эстетической ценности объек­тов внешней и внутренней (духовной) культуры. Выделение этой функции обус­ловлено тем, что моду часто воспринимают как эстетическую норму, на кото­рую должна ориентироваться личность. Поэтому, - заключает 3. Б. Элькина, -«одной из своих функций мода имеет повышение личностной меры совершен­ства», - и далее продолжает: «Когда общепринятые стандарты переосмысли­ваются в соответствии со своими индивидуальными вкусами, чертами харак­тера, со своими индивидуальными возможности, то налицо сотворчество, на­лицо эмоционально-психологическое восприятие образца, эстетическое сопе­реживание».16

Мода ориентирована на преодоление глобальных противоречий человечес­кого существования, на гармонизацию личности, общества и природы.
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр