ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 53 )
  



приковывает внимание масс. Это связано с тем, что внушения играют особенно большую роль в области наслаждения искусст­вом и понимания его. «Каждый наслаждающийся искусством, - замечает Тремнер, - находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Воспринимающая искусст­во публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожден­ном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различ­ных модных направлений, т. е. большей частью руководствуется прочитан­ными или услышанными хвалебными откликами или критическими заме­чаниями. Женская часть публики особенно охотно следует эстетическим внушениям».3 Анализируя подобные явления, Е. Тремнер делает вывод: «Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждени­ях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, осталь­ные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, при­чем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании. Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения не­обходимы, как насущный хлеб».4

И, наконец, массовость как одна из характеристик моды определяет силу внушения. Издавна известно, что душевный строй человека меняется, когда он становится частью массы. И чем более человек чувствует внутреннее или внеш­нее сходство с другими - по платью (особенно, если это военная или спортив­ная одежда), возрасту со сверстниками, образованию с людьми одной профес­сии или взглядам и намерениями на политических или каких-либо других мас­совых собраниях, тем сильнее развивается взаимное духовное влияние. Неволь­но мысли и чувства принимают общее направление, внимание устремляется одинаковым образом, люди готовы к общим принципам восприятия, одинако­вым взглядам, их начинают волновать одни и те же мысли.

Общеизвестна также истина о том, что человек в толпе обладает меньшей способностью к критике, большей готовностью к действиям и равномернее воспринимает аффект. Толпа создает все условия для осуществления внуше­ния. Поэтому «восприимчивость массы к внушению бесспорно больше, чем восприимчивость отдельного человека, духовно совершенно свободного. По­этому тот, кто умеет пользоваться настроением толпы, возбуждая и направляя аффекты, может быть уверен в действии своего внушения, за тем толпа после­дует, как стадо за вожаком, как, например, во времена революции за искусны­ми демагогами или в эпохи революционных движений за пророками»,5 - при­ходит к заключению Е. Тремнер.

Многовековая история моды содержит немало фактов, подтверждающих выводы Е. Тремнера. Пример тому - массовое увлечение джинсовой модой сначала в Америке, а затем и во всем мире.

И еще один очень важный момент. Чем некультурнее масса, тем большее влияние оказывают внушения, пробуждающие страх и разжигающие страс­ти, в особенности, если их беспрестанно повторяют. Такой характер внуше­ния повышает ажиотажный спрос на модную продукцию, за которым стоит страх быть немодным, не таким, как все, страх оказаться белой вороной сре­ди черных.

Конечно, было бы вульгаризацией сводить все способы воздействия моды на людей лишь к суггестии и рассматривать механизм внушения как метод своеобразного психопрограммирования общества на следование моде, т. е. отнести его к методам манипулятивного воздействия на личность.

Мода призвана служить прогрессивному развитию человека. Поэтому не­обходимо преодолеть пренебрежительное отношение к данной проблеме и ис­следовать суггестивный характер моды в позитивном ракурсе.
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр