ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 54 )
  



Подражание

Модная одежда разоблачает потайные мысли, - утверждают теоретики моды, пытающиеся разрешить противоречие между одеждой и модой, заклю­чающееся, по их мнению, в том, что одежда являет собой наиболее индивиду­альное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, кото­рая как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подра­жания.

Проблема изучения особенностей воздействия моды посредством подра­жания имеет глубокие научные корни. Г. Спенсер и Г. Тард - основоположни­ки популярного сведения моды к подражательному процессу.

Г. Спенсер отмечал, что «мода по своей природе представляется явле­нием подражательным. Подражание обусловлено весьма различными мо­тивами. Оно может явиться под влиянием уважения к тому, который воз­буждает подражание, или желанием высказать, что находится с ним на рав­ной ноге».6

Г. Тард считал «верховным законом подражания» его стремление к беско­нечному распространению; а его результатом (в контексте анализа поведения народов) автор видел моду: «...когда данный народ ослепляет других своим блеском, последние начинают ему подражать. Это-то распространение подра­жания за пределы данной национальности, которое я назвал модою, составля­ет, в сущности, не что иное, как перенесение закона, управляющего сословны­ми отношениями, в область международную».7

Однако правильнее рассматривать подражание не как сторону моды, а как механизм моды.

Механизм подражания заключается в воспроизведении одним субъектом поведения другого. На языке моды это выражается в том, что один человек стремится носить такую же модель одежды, какую носит другой. При этом «модное» подражание осуществляется в соответствии с общими законами под­ражания:

- подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: подобно тому как духу религии подражают раньше, чем обрядам, идее новой моды подражают рань­ше, чем модным изделиям);

- низшие (по социальной лестнице) подражают высшим (провинция под­ражает моде центра, дворянство - королевскому двору) и т. д.

Существует концепция «эффекта просачивания вниз», уходящая своими корнями в работы Г. Спенсера.8 С помощью этой теории ученые пытались объяс­нить либо функционирование моды в целом, либо отдельные проявления моды.

Согласно этой концепции, господствующий класс и, прежде всего, соци­альная элита после «просачивания» модной одежды, обозначающей их соци­альный статус, вниз, к другим классам и слоям, сразу же устремляются в пого­ню за новыми культурными образцами, вводят новые «моды» в целях обозна­чить и сохранить свою групповую идентичность и в то же время отличие от основной массы. Последняя же постоянно стремится овладеть «модами» выс­ших слоев, подражать им, во-первых, вследствие престижа, которым элита об­ладает в ее глазах, во-вторых, вследствие своего стремления к более высокому статусу. Как только «масса» овладевает и новыми «модами» - знаками высоко­го социального статуса, - господствующие слои вынуждены вновь менять зна­ковые средства своего высокого социального
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр