ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 56 )
  



3. Б. Элькина условно выделяет три вида подражания: подражание-уваже­ние; подражание-соперничество и интегральное подражание.9

Специфика подражания в моде базируется на психической деятельности людей и выражается через пассивность и творчество в подражании, неосоз­нанность и полуосознаность, эмоциональный характер подражания, его отно­сительную иррациональность и принудительность.

Автор отмечает, что образец подражания, его особенности связаны с соци­альной структурой. В основе моды лежат, в первую очередь, массовидные стан­дартизированные образцы, принятые и закрепленные социальной группой как социально значимые, к которым осознанно или бессознательно приобщаются индивидуумы.

Подражание модному образцу освобождает человека от психологических мучений выбора. По мере формирования системы личностных оценок, позво­ляющих создавать избирательное, критическое отношение личности к системе ценностей, избирательно-ориентирующая функция моды будет становиться менее социально-значимой.

Подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. И поскольку речь идет об усвоении предложенных образ­цов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой (груп­пой членства или группой, членом которой индивид не является, но она значи­ма для него).

Если новая мода согласуется тем или иным образом с назревшими обще­ственными потребностями индивидов, то она начинает входить в быт сначала наиболее чувствительных к этим потребностям индивидов, а затем и менее чувствительных, но более конформных.

На этом этапе распространения новой моды вступает в действие закон кон­формизма, сущность которого состоит в тенденции людей изменять свое пове­дение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей. «Лучше быть нескромной со всеми, чем отличаться от других своей скромностью»,10 - характеризуя эту черту моды, писал еще в XIX веке Ф. Дишер.

Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне дру­гих. Но, по крайней мере, в западных культурах они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все. Эксперименты

С. К. Снайдера и Г. Фромкина (С. P. Snyder, H. Fromkin, 1980) показали, что людям нравится ощущать себя неповторимыми. Более того, своим поведением люди отстаивают свою индивидуальность.

«Делать противоположное - тоже вид подражания», - находим в «Афо­ризмах» Лихтенберга (1764-1799). «Нонконформисты» - индивиды, чье пове­дение демонстрирует открытое противопоставление собственных ценностей ценностям общепринятым - первыми воспринимают новые веяния в моде.

Человек иногда вдруг принимает совершенно новый облик и делает это нередко для того, чтобы преодолеть «психическую инертность» окружающих.

С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу: «Пока манера общения с дру­гими, род занятий, качество труда, внешний облик, характер препровожде­ния свободного времени, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образ­цам, которым привык следовать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное равнодушие к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека «пси­хология» такая же, как и у него. И только когда другой в образе
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр