ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 6 )
  



Мода как образ жизни

В XVIII в. намечается тенденция к абсолютизации моды, независимости от условий, определявших ее в веке XVII. «После нас хоть потоп!» - эту знаме­нитую фразу фаворитки Людовика XVмаркизы де Помпадур, отражающую отношение к миру в целом всего французского первого сословия, можно счи­тать как нельзя более удачным девизом моды французского двора XVII в. Мода этого периода ассоциируется с некоей мистерией духа и тела, выраженной в костюмах, подчеркивающих кукольную грациозность, сказочную условность, фантастические черты образа, далекого от реальной земной жизни. Декоратив­ность костюма в стиле рококо нарушала естественные пропорции человечес­кой фигуры, подчеркивала контрастность ее верхней и нижней частей, отрица­ла практичность и удобство.

Итак, в XVIII в. назревает конфликт при поиске адекватного ответа на воп­рос «Что такое мода?»: слепое подражание, выражение вкуса или образ жизни. Причина конфликта - трактовка «моды» в различных смыслах - политическом, экономическом, философском, эстетическом.

Столь противоречивая сущность моды отражается в сочинении филосо­фа И. Канта «О вкусе, отвечающем моде» (XVIII в.). Кант дает одно из пер­вых определений моды: «Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой».2 Противоречивость моды автор объясняет отсутствием в ней внутренней цели. Моду в равной степени можно отнести и к «рубрике тщеславия», и к «рубрике глупости», «так как при этом имеется некоторое принуждение - поступать в рабской зависимос­ти исключительно от примера, который дают нам в обществе многие».3 «Вся­кая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни»,4 - заключает И. Кант.

 

Личностный смысл моды

Разрешение возникающих противоречий видится в концентрации внима­ния на роли и позиции личности в изменяющихся социальных отношениях после Великой французской революции 1789 г.

Мода XIX в. приобретает личностный смысл. Открывается новая эра моды, ориентированная не только на общество, но и на каждую отдельную личность. Мир моды становится столь же многообразным, сколь многообразна природа личности. Скорее всего, поэтому все сложнее становится писать об истории костюма после XVIII-XIXвв. С этого периода историки костюма постепенно переключают свое внимание на исследование истории жизни и деятельности создателей моды.

Отличительной особенностью моды XIX в. является проявление в ней со­циально-психологического смысла под влиянием изменившейся системы об­щественных ценностей, нового демократического типа отношений, новой роли и нового положения женщины в буржуазном обществе. Вероятно, последнее обстоятельство определяет интенсивное развитие именно женской моды, в то время как формы мужской одежды все более стабилизируются.

Наиболее существенные характеристики моды рассматриваемой эпохи на­шли свое отражение в научных трактатах современников.

Г. Гегель («Феноменология духа») указывает на положительную роль моды в межличностном общении, прежде всего в формировании привлекательности одного человека для другого, рассматривает моду как механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатии. Он писал: «Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, а также тщеславие и стремление нравиться. Но именно благодаря этому стремлению нравиться они достигли высшей тонко­сти светского

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр