ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 62 )
  



И первое, что обращает на себя внимание, - западная мода XX в. утверж­дает, на наш взгляд, идеалы преимущественно женского образа, «прорисовы­вает» психологический портрет современницы столетия. Энергичность, мо­лодость, жизнерадостность восприятия мира (доминанты 20-х) совмещаются с романтической женственностью, эксцентричностью, кукольностью, спортив­ностью и независимостью (доминанты 30-х). Дисциплинированность, сдержан­ность на фоне природной фемининности (доминанты военных 40-х) создают контрастный фон для реализации потребности женщины в самовыражении и самоутверждении (доминанта 50-60-х гг.), что в 70-е приобретает черты ярко выраженного феминизма. Познание и переоценка ценностей определяют до­минанту 80-х и, наконец, потребность проявить свою индивидуальность, обре­тение истинной свободы находят свое выражение в модных тенденциях 90-х.

Молодая писательница Амелия Натомб в монологе для первого русского издания «L'Officiel» заметила: «Мода, - несомненно, последняя область чело­веческой деятельности, где еще можно развлечься». 90-е годы Натомб называ­ет странным временем, лишенным стиля, когда люди, наделенные хоть какой-либо индивидуальностью, чувствуют себя еще более опустошенными, чем в другие эпохи. Так ли это?

Парадокс заключается в том, что опустошенность и свобода соседствуют в моде 90-х. Отсутствие диктата? Долгожданная легкость бытия? И да, и нет. За лозунгом «Свобода индивидуальности», под которым на фоне всеобщего увле­чения американским спортивным стилем в одежде вырвалось вперед новое течение, скрывается одно, но очень важное требование - остановиться на том, что больше всего понравится, и носить то, что больше всего идет. Это - непре­менное условие следования современной моде.

Но почему не всем удается его выполнить?

Эмпирические и теоретические поиски ответа на этот вопрос наводят на мысль о существовании личностных предпосылок следования моде, актуаль­ных во все времена, создающих основу для «прививки» доминант, законода­тельно устанавливаемых модой.

 

Мода: граница психической нормы и патологии?

«Мода процветает на природе человека, на ее наиболее уязвимом месте»,2 - при­ходит к заключению И. Богардус. Там, где люди придерживаются традиций, новин­ки приживаются с трудом, там же, где доминирует мода, они прочно укореняются.

Богардус подчеркивает образование особых групп людей, которые полнос­тью посвящают себя моде, верно служат ей, у которых мода определяет образ их мыслей и действий. Мода очерчивает границы их жизненного простран­ства. Самые последние новинки всегда считаются ими наилучшими. В этих группах господствуют прихоти, ведь следующие за прихотью получают статус.

В том случае, когда обладать новинкой стремятся многие, но немногие могут купить ее, как правило, по спекулятивно высоким ценам, создается эмоцио­нальное возбуждение, и мода утверждается с силой циклона.3

Интересно, что автор использует для обозначения модных процессов сло­во «craze» (англ. мания, помешательство, мода) в отличие от общепринятых «mode» или «fashion», подчеркивая тем самым чуть ли не патопсихологичес­кую природу исследуемого явления. Но чем глубже проникновение в психоло­гическую суть
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр