ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 64 )
  



проявляются во всех сферах и на всех фазах жизни человека. Однако наиболее легко их можно распознать в нарядах людей.

И. Богардус в течение тридцати пяти лет (10-40-е гг. XX в.) проводил ис­следование устойчивости желаний людей. И оказалось, что лидирующие пози­ции в индивидуальных списках прихотей принадлежат «женским нарядам и украшениям» (55,4 % испытуемых), «одежде и украшениям для мужчин и юно­шей» (16,3 %). Развлечения, отдых, пение, автомобили, использование сленга, новых идиом, т. е. новых слов и выражений, образование, архитектура и укра­шение интерьера расположены в этих списках ниже.5

Автором сделаны интересные выводы относительно природы и динамики при­хотей человека, не утративших своей актуальности и сегодня, в конце XX в. Во-первых, большинство прихотей связаны с оформлением и украшением внешности различными аксессуарами (от часов до автомобиля) и безделушками. Во-вторых, триумф прихоти продолжается не более года. Для большинства из них срок жиз­ни - не более шести месяцев. Конечно же, некоторые из них, например, драгоцен­ности используются в течение более длительного периода. Другие же прихоти воз­никают перманентно. Что касается так называемых «прихотей момента», то их жизнь еще короче, не более трех месяцев. Сегодня человеку нравится одно, а завт­ра это может оказаться уже не актуальным. Длительную популярность имеют те прихоти, которые основываются на реальных желаниях, либо связаны с универ­сальными интересами человека, как, например, интерес к модной одежде.

Кстати, в результате исследования были выявлены прихоти (названы не­большим числом испытуемых, но, тем не менее, представляют значитель­ный интерес), которые выживают в водовороте моды и могут быть отнесе­ны к «прогрессу». Речь идет о мужских наручных часах, тонированном ло­бовом стекле автомашины, домашней радиотехнике, фотокамере Candid, модной прическе, «камуфляжной» одежде и зажигалках Zippo. Заметим, что об этих вещах говорят и сегодня, спустя полвека. Исходя из этого, можно говорить об относительности связи между модой и вещами. Мода на вещи уходит в прошлое. Утверждается мода на дизайн вещей, их символическое значение, качество.

Прихоти имеют тенденцию группироваться, и это продлевает их жизнь. Платье от Гуччи, туфли от Гуччи, сумка от Гуччи, аксессуары... - все от Гуччи. С таким комплектом вряд ли можно скоро расстаться.

Прихоти процветают, потому что преобладающая точка зрения способствует появлению новизны. Там, где поклоняются старому, прихоти не могут возник­нуть моментально. Ношение традиционной одежды в древнем Китае исключа­ло все шансы на проявление прихоти в нарядах.

Прихоти позволяют иметь статус тем, кто поклоняется новому. Ориги­нальная прихоть является быстрым эффектным способом привлечения вни­мания своих единомышленников. Прихоть ослепляет, а поэтому некото­рые люди ошибаются, используя ее для того, чтобы оказаться в лучах сла­вы. Она привлекает ревностные взгляды и делает своих фанатов центром острых замечаний. Следуя то за одной прихотью, то за другой, личность рискует стать объектом постоянного пристального внимания окружающих. Модная прихотливость в целом отрицательно сказывается на индивидуаль­ном развитии личности. Результат удовлетворения прихотей - нестабиль­ные, быстроизменяющиеся, поверхностные модели поведения. «Плоды не­устойчивых моделей поведения минимальны, вред неисчисляем»,6 - под­черкивал И. С. Богардус.

И, тем не менее, калейдоскоп поверхностных изменений жизни, возникаю­щих под влиянием прихотей, дает их поклонникам малую, но благоприятную возможность
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр