ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 65 )
  



оценить действительно прекрасное или ужасное. В этом проявля­ется разное понимание «хроническими» представителями моды истины про­гресса. Каждый из них по-своему включается в процесс следования моде и сознательно или бессознательно использует его для проявления своей индиви­дуальности.

 

Мотивация модного поведения

Проблемы моды часто рассматриваются в связи с тем, что составляет пси­хологическую характеристику активности: потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации. Зависи­мость активности человека в моде от внутренних предпосылок и внешних ус­ловий отражает общую закономерность. «Преломляясь через «субъективные» особенности и качества человека, осознаваясь им, социальные оценки высту­пают для него либо в роли стимула, либо в роли тормоза (в зависимости от установок, уровня целостности личности, психологической готовности к при­нятию помощи)».7

Под потребностями обычно понимают нужду или недостаток в чем-либо необходимом для нормального функционирования и развития биологического организма, личности, социальной группы, общества; при этом потребности становятся внутренним источником активности.

Система актуальных потребностей человека связана с эмоциональными переживаниями. Чувства, настроения, страсти мотивируют поведение, не только активизируя его, но и. направляя, и поддерживая. Эмоция, выраженная в чув­стве, желании, влечении, несомненно, содержит в себе побуждение к деятель­ности (побуждение следовать моде). Как отмечал А. Н. Леонтьев, - «потреб­ность сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, - это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка, свою позитивную харак­теристику она получает только в результате встречи с объектом («реализато­ром» по этологической терминологии) и своего «опредмечивания».8

Мода выполняет ряд функций, тем самым, позволяя реализовать человеку как свои базовые потребности, например, быть защищенным от неблагоприят­ных климатических условий, так и потребности более высокого уровня - быть признанным в определенной социальной среде, проявить свое индивидуаль­ное «Я».

«Из влечений и потребностей развиваются, по сути, все человеческие чув­ства. Удовлетворенная потребность порождает снятие эмоционального напря­жения; удовольствие во всех его оттенках, неудовлетворение ведет к страда­нию. Степень психологической напряженности меняется в зависимости от силы влечения или потребности и от конкретной формы удовлетворения или неудов­летворения».9

В свое время была выдвинута теория, согласно которой все поведение жи­вого организма сводится к снижению напряженности влечений. На деле пове­дение нередко направлено на усиление влечения с тем, чтобы потом удовлетво­рить его и испытать наслаждение.

Мода как постоянно работающий механизм не есть просто некоторое слу­чайное образование, сложившееся в человеческой практике. Мода, будучи прак­тической деятельностью, отвечает какой-то более существенной потребности. Исходя из представления о социальных ценностях, можно понять, какой со­циальной потребности отвечает мода.

К анализу мотивов, по которым люди следуют моде или изобретают и дик­туют ее, исследователи обращаются, .как правило, для объяснения причин вы­бора модной одежды. Сюда относятся, например, все ссылки на «стремления»: участвуя в
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр