|
|
ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 65 )
оценить действительно прекрасное или ужасное. В этом проявляется разное понимание «хроническими» представителями моды истины прогресса. Каждый из них по-своему включается в процесс следования моде и сознательно или бессознательно использует его для проявления своей индивидуальности.
Мотивация модного поведения Проблемы моды часто рассматриваются в связи с тем, что составляет психологическую характеристику активности: потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации. Зависимость активности человека в моде от внутренних предпосылок и внешних условий отражает общую закономерность. «Преломляясь через «субъективные» особенности и качества человека, осознаваясь им, социальные оценки выступают для него либо в роли стимула, либо в роли тормоза (в зависимости от установок, уровня целостности личности, психологической готовности к принятию помощи)».7 Под потребностями обычно понимают нужду или недостаток в чем-либо необходимом для нормального функционирования и развития биологического организма, личности, социальной группы, общества; при этом потребности становятся внутренним источником активности. Система актуальных потребностей человека связана с эмоциональными переживаниями. Чувства, настроения, страсти мотивируют поведение, не только активизируя его, но и. направляя, и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности (побуждение следовать моде). Как отмечал А. Н. Леонтьев, - «потребность сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, - это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка, свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором» по этологической терминологии) и своего «опредмечивания».8 Мода выполняет ряд функций, тем самым, позволяя реализовать человеку как свои базовые потребности, например, быть защищенным от неблагоприятных климатических условий, так и потребности более высокого уровня - быть признанным в определенной социальной среде, проявить свое индивидуальное «Я». «Из влечений и потребностей развиваются, по сути, все человеческие чувства. Удовлетворенная потребность порождает снятие эмоционального напряжения; удовольствие во всех его оттенках, неудовлетворение ведет к страданию. Степень психологической напряженности меняется в зависимости от силы влечения или потребности и от конкретной формы удовлетворения или неудовлетворения».9 В свое время была выдвинута теория, согласно которой все поведение живого организма сводится к снижению напряженности влечений. На деле поведение нередко направлено на усиление влечения с тем, чтобы потом удовлетворить его и испытать наслаждение. Мода как постоянно работающий механизм не есть просто некоторое случайное образование, сложившееся в человеческой практике. Мода, будучи практической деятельностью, отвечает какой-то более существенной потребности. Исходя из представления о социальных ценностях, можно понять, какой социальной потребности отвечает мода. К анализу мотивов, по которым люди следуют моде или изобретают и диктуют ее, исследователи обращаются, .как правило, для объяснения причин выбора модной одежды. Сюда относятся, например, все ссылки на «стремления»: участвуя вpage 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 |
|
![]() ![]() |