ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 67 )
  



повторившееся много раз, развивает монотонию, и появляется потребность в поиске чего-нибудь более нового. Сколь сногсшибательным ни был бы наряд, вскоре на него перестанут обращать внимание, и он будет забыт во имя чего-нибудь еще более сногсшибательного или ошеломляющего чем-то другим.

Важным источником модных течений является готовность человека к по­стоянному прогрессивному изменению. Большинство людей не терпит скованно­сти, поэтому они находятся в постоянном движении от нового к новейшему и к самому новому. Это проявляется и в политической, и идеологической, и экологи­ческой, и культурной сферах жизни человека, и, конечно же, в моде.

Мода является движущей силой прогресса. Потребность в свободе, часто ассоциируемая с потребностью в прогрессивном обновлении, таким образом, тесно связана с модой. Мода, в свою очередь, может процветать только там, где присутствует дух прогресса. Мода, по мнению Богардуса, имеет полную власть только в динамически изменяющемся обществе. Эту же идею развивает Ю. М. Лотман. Он пишет: «В обществах, где типы одежды строго подчиняют­ся традиции или же диктуются календарными переменами - в любом случае, не зависят от линейной динамики и произвола человеческой воли - могут быть дорогие и дешевые одежды, но нет моды... Регулярная смена моды - признак динамической социальной структуры».13

Прогрессивность, по Богардусу, - это готовность рискнуть ради новой идеи или метода, что предполагает доказательство бесполезности большинства но­винок. Но, чтобы обнаружить, стоит ли новинка чего-либо или нет, люди идут на огромный риск. И ожегшись на этом один раз, они, как ни странно, продол­жают совать свои пальцы в огонь снова и снова.

Формированию прогрессивности может способствовать миграция населе­ния. Люди постепенно погрязают в старых вещах, большая часть которых при переезде оказывается бременем. И как следствие, замечаются и оцениваются достоинства новых вещей.

Из всего вышесказанного следует, что прогрессивное общество делает моду возможной, и, наоборот, мода время от времени вносит свой вклад в прогресс. Сначала модные вещи оцениваются с точки зрения их ценности или бесполез­ности. Выживание же моды зависит от того, насколько значима ее роль в куль­туре общества и индивидуальной жизни каждого человека.

Следование моде является необходимым условием демонстрации социаль­ного статуса и принадлежности личности к опредеченной социачьной группе.

«Социальный статус дает моде жизненные силы. Слухи о том, что «луч­шие» люди или легендарные «они» носят в этом сезоне одежду определен­ного стиля, являются движущей силой моды. Многие моды живут длитель­ное время только потому, что происходят от статуса»,14 - утверждает И. Бо­гардус.

Для многих «быть вне моды -значит потерять статус». Большое число лю­дей протестует против новой моды, но лишь на словах, в действительности они следуют ей - так безопаснее в социальном смысле, ведь, стоя в стороне от моды, можно легко оказаться мишенью для насмешек, которые разрушают ста­тус. Для каждого «быть вне моды равно быть мертвым». И еще, страх фигури­ровать как «безвкусно одетый» подгоняет каждого идти в одну ногу с модой, какой бы бессмысленной она ни была. Многие женщины чувствуют бессмыс­ленность постоянно изменяющихся мод, но покорно подчиняются изменени­ям, так как это необходимо для поддержания статуса.

Но следует подчеркнуть, что статус может быть завоеван личностью с по­мощью бессмысленной моды только тогда, когда ее референтная социальная группа также
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр