ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 68 )
  



придерживается бессмысленных ценностей. Если же группа уме­ет отличить глупые предложения моды от действительно заслуживающих вни­мания и поворачивается к первым спиной, то в этом случае каждый член груп­пы может обрести статус, не боясь оказаться смешным.

Стремление соответствовать своей или референтной группе особенно ха­рактерно для молодежи. Г. Мортон определяет его как одну из наиболее силь­ных движущих сил формирования индивидуальной модели выбора одежды." В результате исследования особенностей поведения подростков А. Винер и С. Хоффер сделали вывод о том, что одежда является одним из тех знаков, кото­рые служат различению социальных позиций индивидов в обществе. Исследо­ватели обнаружили, что кино, телевидение и спортивные соревнования оказы­вают некоторое влияние на то, что носит подрастающее поколение; но люди, с которыми подростки знакомы лично и находятся в близких отношениях, влия­ют на их выбор значительно сильнее.16

Наряду с зависимостью субъектов моды от группового мнения или поведе­ния, им свойственно стремление подчеркнуть разницу между собой и другими. Никто не желает усредниться и быть посредственным. Никто не желает зани­мать более низкое положение. Никто не любит, чтобы его имя склоняли по уг­лам. Каждый хочет, чтобы его индивидуальность проявилась во всех ее гранях и была оценена более высоко. Мода оказывается здесь спасителем.

Мода часто дает специапьный статус. В связи с этим И. Богардус приво­дит следующий оригинальный пример: «Проницательный наблюдатель мог за­метить, что окраска павлинов, индюков и фазанов позволяет различать их. Без отличающейся окраски эти птицы не могли бы выглядеть столь привлекатель­но».17 Энтузиасты же моды смотрят свысока на некомфорных людей.

«Мода ни во что не ставит дух демократии, особенно в том случае, когда статус определен возможностью индивида тратить деньги на бессмысленные вещи»,18 - утверждает далее автор. С этим трудно согласиться полностью, так как сегодня дух демократии, наоборот, захлестнул моду. Это выражается в по­явлении нескольких модных линий. У человека есть возможность для выбора одежды соответственно своим индивидуальным потребностям и финансовым возможностям.

Если говорить о респектабельной клиентуре, участвующей в моде многие столетия, то сегодня она тяготеет к элегантной сдержанности, высокому каче­ству, универсальности и комфорту, к потреблению символов моды, к которым можно отнести имя дизайнера, название марки, страну-изготовителя и т. п.

Мода «от кутюр» все больше приобретает черты искусства, а поэтому даже, казалось бы, бессмысленные относительно своего утилитарного назначения одежды находят своих счастливых обладателей и не только тех, кто имеет боль­шие деньги. Каждый, кто не безразличен к моде «от кутюр», может посетить музеи моды в Париже или Нью-Йорке. Одежды, создаваемые «от кутюр», становятся бесценными в прямом и переносном смысле. Мода «от кутюр» мо­жет вызывать восхищение или, наоборот, негодование, раздражение, и это так­же естественно, как и при восприятии любого другого вида искусства. И ярые поклонники моды, и консервативно настроенные личности зачастую выража­ют свое отношение к модному объекту безотносительно того, как это отразит­ся на их взаимоотношениях друг с другом.

Однако в том случае, когда мода развивается среди своих благодарных поклонников, имеющих для этого все возможности, другие, не имеющие их, испытывают зависть. По этому поводу Богардус справедливо замечает: «Со­хранение статуса посредством слепого следования моде ведет к отрицанию многих важных социальных ценностей. Но с другой стороны, - продолжает автор, - посредством
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр