ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 69 )
  



приспособления к моде более низкие социальные клас­сы проникают в более высокую страту. Мода, таким образом, поднимает ста­тус. Даже простые люди благодаря моде поднимаются на уровень своих пра­вителей».19

Яркий тому пример - отношение к модному платью Молль Флендерс, ге­роини одноименного романа Даниэля Дэфо. Молль весьма искусно и методич­но использовала платья, в том числе дорогие модные, для создания определен­ного впечатления окружающих о своем социальном и материальном положе­нии, охотно признавая это своего рода мошенничеством. Однажды она выгова­ривала своей ливерпульской подруге за то, что та, пригласив ее в изысканное общество, не предупредила ее об этом, из-за чего Молль не захватила с собой свои лучшие платья.

Мода вводит в заблуждение. Ношение экстравагантной и яркой одежды создает впечатление дороговизны, а значит, материального благополучия че­ловека. Но не всегда, а лишь в ситуациях формирования первого впечатления, быстрой передачи информации о субъекте, когда другие источники информа­ции отсутствуют либо их недостаточно и т.п. Например, тот же случай с Флен-дерс. Услышав разговор Молль с подругой, дамы очень любезно сказали, «что у них не придают такого значения одежде, как в Лондоне; что кузина подробно осведомила их обо мне и я не нуждаюсь ни в каких платьях, чтобы мне оказы­вали здесь уважение; словом, все меня приняли за знатную вдову с большим состоянием, не подозревая о том, кем я была в действительности».20

Человек может одеваться по моде (т. е. следовать определенным условнос­тям) и быть вполне независимым в своих суждениях и поведении, и наоборот, вызывающие манеры нередко прикрывают отсутствие подлинной самостоятель­ности. Несовпадение внешнего и внутреннего в человеке, т. е. «явления» и «сущ­ности», подводит к выводу: мода затрагивает и отражает человека слишком поверхностно, чтобы по реакции на нее можно было судить о внутренних качествах - достоинствах или недостатках, убеждениях, интересах челове­ка. Суть - не в модных формах как таковых, а в нашем отношении к ним, в том, каковы мы сами.

Следование моде - тому, что принято группой людей в данный промежу­ток времени и стало заразительным для других, - может быть актом чисто фор­мальным, и тогда сам факт «модности», или «немодности» ни о чем не свиде­тельствует.

Коммерческие интересы людей также стимулируют развитие моды. Сегод­ня, как никогда, происходит интенсивное сращивание моды с бизнесом, кото­рый представлен огромным отрядом производителей модных объектов и мод­ных стандартов.

Коммерческие интересы промышленников заставляют дизайнеров выпол­нять различные роли и функции, иногда весьма противоречивые по своей сути. Перед тем как определенный стиль достигнет триумфа, вытеснитель предыду­щей моды был ее создателем. Зависимость дизайнера от производителя созда­ет препятствия для реализации творческих замыслов; и вместо того, чтобы со­здавать все более и более прекрасные вещи, все его усилия направлены на со­здание просто новых.

Утверждение о том, что дизайнеры дают потребителю то, что хотят последние, американский социолог Р. Миллс назвал «большой ложью массовой культуры». Аппарат продажи, участниками которого теперь являются многие дизайнеры, работает больше на создание желаний, которые уже существуют. Потребителей приучают «хотеть» то и «выбирать» то, что им больше всего де­монстрируют. Желания не рождаются в неуловимых сферах личности потреби­теля; они формируются тщательно разработанным аппаратом шумихи и моды, убеждения и обмана. Ситуация социального и экономического развития совре­менного общества
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр