ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 73 )
  



Ю. М. Лотман в качестве доказательств приводит ряд примеров отноше­ния к моде известных персон: «За модным новаторством Байрона скрывается неуверенность в себе. Противоположная тенденция - модный отказ от моды, реализованный Чаадаевым, «холод гордости спокойной», по выражению Пуш­кина. П. Я. Чаадаев может быть примером утонченной моды. Его дендизм зак­лючался не в стремлении гнаться за модой, а в твердой уверенности, что ему

принадлежит его уста­новлением. Область же экстравагантности его одежды заключалась в дерзком отсутствии эк­стравагантности. Так, если Денис Давыдов, приспосабливая одежду к требованиям «народ­ности» 1812 года, «надел мужской кафтан..., стал отпускать бороду себе, вместо ордена Св. Анны повесил образ Святого Николая и заговорил с ними языком народ­ным», то Чаадаев под­черкивал экстраорди­нарность ситуации пол­ным отказом от какой-либо экстраординарнос­ти в одежде. Это - не­признание того, что по­левые условия и тяготы походной жизни как бы разрешают некоторую свободу в одежде, что

требования к белоснежной чистоте воротничка на поле боя не столь строги, как в бальной зале, что лицо, жест и походка под огнем картечи имеют право чем-то отличаться от непринужденных движений в светском обществе. Демон­стративный отказ от всего, что составляло романтический couleurlocaleпоход­ной жизни, придавал в условиях похода и под огнем неприятеля поведению Чаадаева характер внешней экстравагантности».28

Особой манерой одеваться, вести и подавать себя отличились русские литераторы начала XX в. Сохранились легенды о горьковатом аромате хин­ной воды и тщательно-изящно вывязанных галстуках Иннокентия Анненс-кого, сюртуках - «с иголочки» - Александра Блока, желтой кофте Владими­ра Маяковского - «пощечине общественному вкусу». «К черту я снимаю свой пиджак английский, ну-ка, дайте косу, я вам покажу...», - так проде­монстрировал освобождение от уходящей литературной моды - дендизма -Сергей Есенин.

Самовыражение и самолюбие

Мода акцентирует самовыражение и самолюбие как проявления индиви­дуальности. Вопрос о самовыражении личности посредством моды всегда ак­туален, так как является принципиальным не только для выяснения способов проявления своего «Я» (что характеризует все возрасты), но и раскрывает одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности.

Адекватное самовыражение в моде основывается на правильной само­оценке, постоянной потребности в самопознании. «Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсег­да) установок, не умеет дифференцировать себя от других, не знает своей сла­бости, достоинства и т. д.».29

Чем ниже самооценка личности, тем более значимым для нее оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Ношение модной одеж­ды для таких людей превращается в повседневную демонстрацию мод. Отре­петированные, в лучшем случае перед зеркалом, движения и позы, жеманство, нарочительность разрушают естественные модели поведения. Создаваемая та­ким образом привлекательность в действительности оказывается не более чем странностью.

Привлекательная внешность далеко не всегда способна заслонить другие человеческие качества. Привлекательность, прежде всего, влияет на первое впечатление. Но первые впечатления важны и приобретают все большее значе­ние по
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр