ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 8 )
  



XX век - век технического и информационного прогресса, гуманизации всех сфер общественной жизни, век промышленного производства одежды -значительно и резко упрощает формы костюма. «Однако, - как замечает H. М. Каминская, - это упрощение только внешнее. Внутренняя, «духовная» жизнь костюма, его эмоциональная, эстетическая, нравственная стороны, об­разная выразительность продолжают усложняться».8

Поль Пуаре ( 1879 -1944), патриарх haute couture", одним из первых, как не парадоксально, восклицает в начале XX века: «Следовать моде - уже не модно, ...хорошо одетой может считаться только та женщина, которая изобретает что-

' Ворт- Чарлз Фредерик Ворт, основатель «от кутюр», в 1860 г. признан некоронованным королем парижской моды.

" Haute couture - цс., высокая мода, мода «от кутюр».

то свое и смело этим пользуется. Тем же, кто привык покорно следовать моде, этого искусства не постичь никогда»." Тем самым Пуаре заявляет о том, что у модной одежды должно быть два автора - модельер и тот, кто ее носит. Это заявление не теряет своей актуальности вот уже столетие.

Отношение человека к моде противоречиво. С одной стороны, человек противостоит ей, чтобы сохранить свою индивидуальность, а с другой сторо­ны, он покорно следует ей, чтобы не быть оторванным от своей социальной и культурной среды. П. Пуаре указывает путь разрешения данного противоре­чия: «Конечно, считаться с требованиями моды все же приходится, хотя бы для того, чтобы не казаться белой вороной и сохранить гармонию с окружающим миром. Но пусть это будет в пределах здравого смысла».10

Взгляды Пуаре наводят на мысль о существовании индивидуального мод­ного пространства, имеющего сознательно установленные пределы. И сразу возникает целый ряд вопросов о структуре этого пространства, о том, как су­ществуют и взаимодействуют элементы пространства, об особенностях прояв­ления единства пространства и времени в контексте моды, о роли личности и общества в определении границ этого пространства и т. д.

Частично ответы на поставленные вопросы обнаруживают себя в работе структуралиста Ролана Барта «Система моды». Барт считал, что «всякая новая мода - отказ наследовать, ниспровержение диктата прежней моды; мода осоз­нает себя как право, как естественное право настоящего над прошлым...»." Мода рассматривалась Бартом как знаковая система, регулируемая, прежде всего, бессознательными процессами. Несмотря на некоторое преувеличение роли бессознательных механизмов, что было характерно для представителей струк­турализма, автор отмечает влияние социальных норм, определяющих права моды, а также временную организацию исследуемого явления. А за утвержде­нием Барта «мода осознает» стоит не кто иной, как субъект моды - человек, осознающий модные новинки, их социальную и личностную значимость, пере­живающий по этому поводу определенные эмоции, которые, в свою очередь, регулируют его поведение, приводят к отказу от диктата прежней моды.


page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр