ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 80 )
  



отвратительным — 10 лет (после своего времени) забавным - 30 лет(после своего времени) причудливым - 50 лет (после своего времени) очаровательным - 70 лет (после своего времени) романтичным - 100 лет (после своего времени) прекрасным - 150 лет (после своего времени)

И «старомодное», и «сверхмодное» также относятся к моде: все это звенья в единой и непрерывной цепи модного процесса. Стало быть, однообразие, формируемое отдельными «модами», сочетается с разнообразием, порождае­мым модой как социокультурным процессом в целом.

Возникновение нового направления или возрождение старой моды образу­ют стимул или намек, а точнее, «модный объект». Его новизна привлекает вни­мание и пробуждает потребность обладать им.

 

Психологические трудности выбора

Процесс удовлетворения потребности в обладании «модным объектом» тесно связан с процессом выбора, а точнее, с испытанием выбором. Почему? Вероятно потому, что мода является элементом культуры. Пространство же культуры оказывается пространством, «глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потреб­ностям человека».4 Человек оказывается в ситуации свободного выбора кода для расшифровки разнообразных сторон и оттенков предметов отражаемой действительности, и эта ситуация не может не вводить в состояние своеобраз­ного шока.

«Любой свободный выбор - начиная от выбора одежды и кончая выбором самого жизненного сценария, - требует от человека наличия каких- то предель­ных точек отсчета, которые позволяли бы ему совершать этот выбор. В выборе одежды - это критерии вкуса. В выборе жизненного сценария - пожалуй, кри­терии смысла. Но, что важно, и в том, и в другом случаях это - замечает А. М. Лобок, - подчеркнуто субъективные, ценностные критерии, вырабаты­ваемые человеком глубоко индивидуально - в диалоге с миром окружающей его культуры».5

Выбор - это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во време­ни процесс, имеющий сложную психологическую структуру. Наиболее распро­страненный подход, описывающий процесс выбора, разработан в русле теории принятия решения и рассматривается как один из элементов или звеньев при­нятия решения. Д. А. Леонтьев рассматривает «выбор как сложно организо­ванную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную струк­туру, обладающую внутренней динамикой, чувствительностью к особеннос­тям объекта и регулируемую со стороны субъекта».6

Выбор модной одежды предполагает личную заинтересованность чело­века и высвечивает активность, самостоятельность и субъективность «Я». На выбор человека влияют внешние (давление среды) и внутренние (субъек­тивные переживания) факторы. «Быт как неофициальная область жизнедеятель­ности человека в наименьшей степени поддается непосредственному и целе­направленному регулированию. Быт - это область, где индивиды хотят и вы­нуждены сами нести бремя выбора того, что и как им делать, какую одежду им носить. Индивидуальные и групповые различия в потребностях чрезвычайно велики: то, что для одного -
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр