ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 81 )
  



потребность, для другого - излишество или блажь, а третьему вообще неизвестно, что это такое».7

Если ситуация выбора одежды для человека личностно значимая, то она может вызывать в нем состояние тревоги. Причем субъективно тревога пере­живается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивнос­ти. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени значимос­ти причины переживаний.

«Личностный смысл ситуации выбора окончательно постигается только при ее снятии, когда субъект узнает «плату», которую он оказался готов «внести», и достигнутый результат. Постижение личностного смысла - это в значительной степени активный процесс, в котором участвуют мышление, эмоции и воля. Но только два последних функциональных образования являются механизмами ре­сурсной регуляции. Их функционирование осуществляется с учетом как требо­ваний ситуации выбора, так и состояний организма. Это становится возможным благодаря использованию такой формы отражения, какой являются эмоции».8

В сфере влияния моды всегда что-либо предпочитают и выбирают; при этом люди склонны оправдывать свой выбор такими ценностями, как «польза», «красо­та», «удобство», «современность» и т. п. Набор таких оправданий ограничен, и как бы не менялись предложения моды, их будут оценивать по одним и тем же кате­гориям, только самому индивиду придется привыкать к новой «красоте» и другой «пользе». Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с таким обращением к ценности, когда некоторые общепринятые представления (например, о том, что «надо стремиться к красоте» или «быть современным»), а также и сама общепринятость этих представлений (в моде значащим называется то, что нечто принято или принято всеми) убеждают «стремиться к красоте» в предлагаемых модой формах.

Сами участники движений моды, ссылаясь каждый раз на одни и те же ценности, вполне удовлетворены таким объяснением своего выбора.

Мода, как уже отмечалось выше, сама может рассматриваться как особая социальная ценность. Ведь в действительности существует или встречается стремление «быть модным» или «не отстать от моды», т. е. представление о моде может оказаться достаточным основанием и оправданием выбора. Таким образом, ценности привлекаются для оправдания выбора моды, но и она сама может выступать как особая ценность.

Диапазон выбора человеком собственной позиции по отношению к моде, например, существенно изменяется в зависимости от социальной принадлеж­ности и возраста. Известно, что чем большую нагрузку несет мода как способ самоутверждения класса или группы, тем педантичнее отношение к ней. Рас­хождение же между реальной принадлежностью человека к социальной или возрастной группе и его собственной субъективной идентификацией, иначе говоря, наличие у него ориентации на референтную группу также сужает воз­можности указанного выбора. Достаточно вспомнить, как подчас слепо копи­руют подростки моду взрослых, а люди средних и выше лет - моды цветущей молодости. Такое же многообразие вариаций получается и при попытке оце­нить моду как социальную норму в свете второго из рассмотренных критери­ев - характер и способ «социального давления» на личность. И лишь с точки зрения способа выражения нормативное начало моды зависит не столько от того, в какой социально-возрастной среде оно проявляется, сколько от самой его природы и специфики.

Выбирая для себя тот или иной тип одежды и ее покрой, индивид, отно­сящий себя к определенной социальной группе, использует их как соци­альные символы,
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр