ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 82 )
  



которые выполняют функции регуляции отношений меж­ду людьми. «Суть этой регуляции заключается в использовании символи­ческих средств в цедях идентификации со своей группой и установлении «социальных дистанций» общения между группами, занимающими различ­ные позиции в социальной иерархии... В качестве знаков социального по­ложения в моде функционируют различные объекты и процессы культуры... Однако пальма первенства здесь принадлежит одежде. Для этого есть вес­кие основания: одежда, в отличие от других предметов и форм культуры, универсальна в использовании, как символ легко обозреваема, легко варьи­руется, позволяет выражать тонкие различия в положении людей, доступна массам «имитаторов моды», не требует от тех, кто ее потребляет, высоких личных качеств».9

Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают сред­ние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения. В свою очередь, положение это обусловливает фор­мирование неустойчивого социально-психологического типа, для которого мода становится важным средством самоутверждения, интеграции и самотождествен­ности личности. Постоянное и активное участие в моде призвано обозначить принадлежность к более высокому социальному слою и (или) отличие от более низкого. Особое усердие в выборе модных стандартов и следовании им вызы­вается уязвимостью в отношении социальных санкций моды людей, либо стре­мящихся занять более высокое социальное положение, но пока не достигших его, либо еще не уверенных в прочности своего теперешнего, недавно достиг­нутого более высокого положения.

Напротив, высокое социальное положение элиты делает ее в значительной мере неуязвимой по отношению к санкциям моды и лишает элиту некоторых стимулов к активному участию в моде, имеющихся у средних слоев. «Принц Уэльский может позволить себе надеть соломенную шляпу вместо фетровой, •которую обычно носит англичанин в летнее время, он может восстать против жестко накрахмаленной сорочки в вечерней одежде или появиться на офици­альном приеме в одежде для отдыха, - пишет Э. Херлок. - Все это он может сделать, не рискуя вызвать в свой адрес нелестные отзывы. Но пусть только Мистер Никто попробует сделать то же самое, как он тут же превратится в мишень для насмешек всего окружения. Каждый будет к нему относиться с сожалением, но никто не последует его примеру».10

При выборе модной одежды индивиды часто руководствуются таким фак­тором, как престиж. Престиж вездесущ в том смысле, что сливается практи­чески с любыми нормами и ценностями потребительского поведения, служит средством их реализации. Чтобы, например, красота или польза реально функ­ционировали как ценность, чтобы люди действительно руководствовались ими в своем поведении, необходимо, чтобы их уважали, т. е. наделяли престижем. Как отдечьный фактор потребления наряду с другими престиж существует только в ситуации потребит&чьского выбора в самом широком смысле.

Речь идет о выборе троякого рода:

1) между объектами потребления;

2) между потреблением и непотреблением вещи, например, при невысокой степени насущности соответствующей потребности, когда, попросту говоря, не «приспичило»;

3) наконец, между социальными группами и индивидами, с которыми ин­дивид может соотносить свое поведение реально или в своем сознании.

Соответственно в ситуациях отсутствия подобного выбора престиж как отдельный элемент потребления отсутствует.


page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр