ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 9 )
  



Мода как массовое поведение

Интенсивное развитие на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. До­мов моды Дусе, Пакена, Руфа, Ворта, Пату, Лепонга, Бальмена, Лаферьер, Ред-фери, Ланвен, Шанель, Вионне и Скьяпарелли существенным образом отрази­лось в модном поведении людей. Их активность в освоении модного простран­ства была настолько велика, что не могла не оказаться замеченной исследова­телями моды. Социальный психолог Имори Богардус (Е. S. Bogardus) в начале 40-х отмечает: «Мода -уникальный процесс, который постепенно создает мас­совое поведение».12

Со второй половины XX в. при определении моды акценты все чаще сме­щаются именно на поведение личности как предмет социально-психологичес­кого анализа моды, точнее, его внешнюю сторону - конкретные действия чело­века по отношению к модным объектам.

Мода - это специфическая и весьма динамичная форма стандартизованно­го массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влия­нием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.13

Однако и это, казалось бы, исчерпывающее определение не отражает всей обнажившей себя в XX в. сущности моды. Ученые, как и обыватели, оказались во власти моды и, прежде всего, ее объективно фиксируемого результата - мас­сового увлечения новой вещью, идеей.

Пожалуй, точнее других сущность моды отражают те, кто ее создает. Науч­ный анализ проблемы без учета их мнений окажется не только неполным, но и лишенным жизни.

Кристиан Диор: «Мода - понятие религиозное. В наш век, стремящийся разболтать один за другим все свои секреты, кормящийся лживыми признани­ями и фальшивыми откровениями, она остается самим воплощением таинства, и лучшее доказательство ее чудесной силы в том, что никогда еще о ней столько не говорили».14

Кристиан Лакруа: «Часто о высокой моде ошибочно судят как о некоем воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель - демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом же деле искусство моды - это попытка прорыва в таинства мироздания»."

Пьер Карден: «Мода - это способ выражения. Другими словами, мода -это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социачъном и моральном аспектах».16 Кстати, именно П. Кардену принадлежит прогноз бу­дущего моды, которое он связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии.

 

Мода как отношение

Так что же такое мода? Некая объективная реальность, доступная для внеш­него наблюдения? А может быть субъективное (прежде всего, эмоциональное) отражение этой реальности? Гипотетический ответ может быть прост: и то, и другое. Объективная реальность моды, представленная поведением субъекта моды, и субъективные переживания субъекта моды по поводу этой реальности определяют суть моды XX столетия - моды как отношения.

Поэтому мода в широком смысле слова может быть определена как суще­ствующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отно­шение людей к внутренним и внешним формам культуры.


page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр