ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 93 )
  



образно-художественной системы частей одежды, характеризующей индиви­дуальность человека или группу людей. Костюм помогает создать конвенцио­нальный образ человека, является средством самопрезентации личности; это не только внешние признаки и характеристика представляемой индивидуаль­ности, но и средство воздействия на других людей.

Костюм - это ритуал, объект выражения большинства, акт узнавания, знакомства. «Человеческое» костюму присуще более, чем всем остальным пред­метам прикладного искусства, так как он связан непосредственно с образом человека, его настроением и поведением.

 

Функции костюма

История и способ жизни общества отражались на характере использова­ния одежды. На ранних ступенях развития человеческого общества одежда, как уже отмечалось, выполняла, прежде всего, защитные функции (защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды). Образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических элементов в одежде. Постепенно одежда чечовека стала выполнять функции утилитарно-прак­тические, а впоследствии и функции общественно-символические.

В функциях костюма отражаются географические, климатические условия, национальные особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества. Форма и функции костюма взаимно обуславливают одна другую, т. е. составля­ют его функциональную структуру. Функциональная структура костюма пред­ставляет собой систему, характерной чертой которой является то, что исчезно­вение или изменение интенсивности проявления одной из функций или вклю­чение новой функции вызывает изменения структуры в целом. Эти изменения могут быть различными: или ослабление одной из функций приводит к ослаб­лению всех прочих функций, входящих в структуру, или ослаблением одной из функций возрастает интенсивность проявления какой-либо другой функции, но и в том, и в другом случаях претерпевает изменение вся структура в целом.

В отличие от предметов среды, в костюме существует своя специфичес­кая иерархия функций, что наиболее очевидно отражено в историческом на­родном костюме. П. Г. Богатырев выделяет следующие функции в народном и историческом костюмах: практическую, утилитарную, эстетическую, эротичес­кую, магическую, возрастную, социально-половую (функция костюма замуж­ней и незамужней женщины) и тесно связанную с ней моральную, а также фун­кцию праздничного костюма, обрядовую, профессиональную функции, функ­цию сословную, функции, указывающие на род занятий, вероисповедание, и региональную функцию.-

Современный костюм унаследовал от исторического и народного некото­рые функции. Интенсивность проявления самих функций несколько снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить «в чистом виде» определен­ную функцию. Функция стала многозначной, т. е. в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности.

Нередко эстетическая функция в перечне функций стоит на втором месте и доминантой выступает одна из неэстетических функций. Следует отметить, что в восточном костюме доминировала чаще всего религиозная функция, в при­дворном европейском костюме - социальная и эстетическая, в одежде для рабо­ты -
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр