|
|
ГЛАВНАЯ / Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. ( стр. 94 )
утилитарная и защитная. Содержание и интенсивность проявления эстетической функции праздничного костюма будут иными, чем будничной одежды. В тех случаях, когда в костюме преобладает функция утилитарная, костюм рассматривается как вещь и, следовательно, выполняет основные функции вещи: - адаптивная функция, поддерживающая систему человек-костюм, обеспечивающая нормальное протекание процессов жизнедеятельности; - потребительская функция, характеризующая вещь относительно целей потребителя; - интегративная функция, рассматривающая вещь как своеобразное проявление культурных достижений общества на определенном этапе его развития. Суть интеграции состоит в том, что человек, создавая, потребляя и осмысливая предмет, практически реально отождествляется с обществом, объединяется с другими общественными индивидуумами. Эти процессы обязательно сопровождаются осознанием личностью своей сопричастности с общественным целым (культурой, народностью, социальной группой, семьей). Вещь представлена в этом процессе как определенная сущность целого (рода), как смысловая целостность, которую каждый индивидуум воспроизводит в своей сопричастности целому. Вещь не только выражает полезность, но и является образом, метафорой жизнедеятельности людей, включенных в экономические, социальные отношения, систему родства, производство и потребление. Преобладание в костюме региональной, общественной, ритуальной или эстетической функции приводит к тому, что костюм в самой общей форме становится носителем знаково-коммуникативной функции. Понимание особенностей содержания или сущности коммуникативности костюма позволяет определить место костюма по отношению к таким элементам культуры, как изобразительное искусство, литература, театр, мода. Если структура костюма может быть адекватна структурам форм или предметам окружающего мира, значит, он имеет «язык» и способен передавать информацию любого рода. В этом случае костюм можно рассматривать как вид коммуникации. Благодаря различным пластическим, ритмическим,и композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения костюм может вызвать определенные эмоциональные переживания или просто «эмоциональный отклик» в зависимости от организации его формы, апеллирующей к социальному или биологическому опыту людей. Символическая система Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой знаков в виде форм, линий, цветов и т.д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в человеческом воображении образное представление. Этим утверждается попытка логического осмысления костюма как способа отражения действительности. В теории костюма символы особенно важны, так как благодаря им мы можем распознавать эпоху через черты, идентичные чертам других видов искусства. В то же время символы характеризуют структуру костюма, его содержание, сущность. Цель символической системы костюма - передать информацию от его владельца к окружающим. В этой связи костюм является способом установления коммуникации между кодами и источником информации. Информация несет в себе определенное сообщение, под которым А. Моль кроме сложности понимает конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого «набора» и объединенных в некоторую структуру. Информацияpage 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 |
|
![]() ![]() |