ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 100 )
  



коллекционировал  самые  лучшие,  какие  только  можно  было  найти,  вышивки  и  ткани.  У  него  были  образцы
чудесной  индийской  кисеи  из  Дели,  затканной  красивым  узором  из  золотых  пальмовых  листьев  и  радужных
крылышек  скарабеев;  газ  из Дакки,  за  свою  прозрачность  получивший  на Востоке  названия "ткань  из  воздуха",
"водяная  струя", "вечерняя  роса";  причудливо  разрисованные  ткани  с  Явы,  желтые  китайские  драпировки
тончайшей работы; книги в переплетах из атласа цвета корицы или красивого синего шелка, затканного лилиями,
цветком  французских  королей,  птицами  и  всякими  другими  рисунками;  вуали  из  венгерского  кружева,
сицилийская парча и жесткий испанский бархат, грузинские изделия с золотыми цехинами и японские "фукусас"
золотисто-зеленых тонов с вышитыми по ним птицами чудесной окраски». Пышные названия, отражающие все чувственное великолепие предметного мира, были призваны взволновать
самого пресыщенного читателя. Тактильность описаний (ведь известно, что ткани «смотрят», как правило, руками)
давала  ощутимый  эстетический  эффект:  текст,  оправдывая  свой  этимологический  смысл,  буквально
воспринимался как переливающееся переплетение ткани, тонкий текстиль.
Литературные эксперименты в этом духе очень любил французский писатель Теофиль Готье. Готье вообще был
неравнодушен  к моде и  в молодости прославился  своим  розовым (по некоторым  версиям -  красным) шелковым
жилетом, которым эпатировал консервативную публику на премьере «Эрнани». Персонажи его книг всегда носят
роскошные костюмы, стимулирующие эротическое воображение. Главная героиня его самого знаменитого романа
«Мадемуазель  де Мопен» (1835),  прелестная женщина,  путешествует  в мужском  костюме,  и  влюбленный  в  нее
кавалер  окончательно  распознает  ее  пол,  только  когда  она  появляется  в женском  платье,  играя шекспировскую
Розалинду. «Ее  платье  было  из  переливчатой  материи,  на  свету  лазурной,  а  в  тени -  золотистой;  легкий
полусапожок, очень узкий, плотно облегал ногу, которая и без того была чересчур миниатюрна, а ярко-алые чулки
ласково  обтягивали  идеально-округлые  и  дразнящие  икры;  руки  были  обнажены  до  локтя  и  выглядывали  из
присборенных кружев - круглые, полные и белые, сияющие, словно полированное серебро, и невообразимо нежно
очерченные;  пальцы,  унизанные  кольцами  и  перстнями,  слегка  поигрывали  веером  из  разноцветных  перьев
необычных  оттенков:  этот  веер  был  похож  на  маленькую  карманную  радугу ».  В  этом  описании  одежда
неотделима от тела, что, собственно, и создает зрелище красоты: подвижная граница между телом и предметом, их
взаимная оптическая необходимость. У Готье женский наряд не только творит женщину как соблазн для мужского
взора, но и позволяет ей самой получить настоящее любовное наслаждение.
В 1858  году  Теофиль  Готье  опубликовал  небольшую  статью «О  моде»,  свидетельствующую  о  его  тонком
понимании костюма. Сторонник «чистого искусства», он здесь стал теоретиком одежд и тканей, усмотрев в этих
донельзя конкретных материях симптомы жизненно важных для XIX века перемен. Продолжая традицию Бальзака
и Барбе д'Оревильи и предвосхищая бодлеровские очерки о денди, Готье размышляет о  том, как модный  туалет
служит одновременно и для  сходства, и для различия между людьми. Но как позднего романтика  его не радует
воцарение черного цвета в мужском костюме. Ностальгируя по разноцветным одеждам минувших лет, он видит в
черном фраке символ траура и унылой монотонности, триумф униформы.
В женских модах  Готье,  напротив,  заметил  интересную  игру  эстетических  возможностей. Дамские  вечерние
декольтированные  туалеты  для  него -  скрытая  отсылка  к  классике,  к «древнему Олимпийскому  этикету»,  когда
богини  изображались  с  обнаженными  плечами  и  открытой  грудью.  Кринолины  тоже,  по  мнению  Готье,  могут
восприниматься  как  пьедесталы  к  античным  статуям,  как  поясное  изображение  красавицы.  В  этом  желании  вновь
вернуть  и  ощутить «нагую  моду»  начала  века  он  стремится  исподволь  возродить  романтическое  переживание
телесности. И хотя нагота для него абстрактна и универсальна, в самой форме современного обнаженного тела он проницательно чувствует  следы  снятой одежды — об  этой исторической изменчивости наготы  сейчас написаны
интереснейшие работы.
«L'habit est la forme visible de l'homme» - «Костюм -  это  видимая форма  человека» -  сказано  в  тексте  Готье.
Пожалуй, Готье удалось сделать очень трудную вещь - разглядеть и не исказить смысл этих «видимых форм».
Так какой же литературный жанр наиболее адекватен дендизму в культурной традиции? - может справедливо
спросить под  конец  взыскательный  читатель. Мы  уже  говорили и  о поэмах Байрона, и  о «модном»  романе, и  о
философских  трактатах, и  об  опытах известных писателей  в  дамской журналистике. Но  до  сих пор ни  слова  не
было  сказано  о малом жанре -  афоризме. А между  тем  его  по  праву можно  назвать  классическим  дендистским
жанром. Краткость  афоризма идеально  соответствует принципу  экономии  в одежде и минималистской  эстетике,
недаром  Оскар  Уайльд  оставил  нам  замечательные  сентенции  об  искусстве,  а  на  страницах  бальзаковского
трактата «Об элегантной жизни» читатель обнаруживает целую россыпь афоризмов об искусстве одеваться.
Отточенный лаконичный стиль налицо и в трактате «О дендизме и Джордже Браммелле» Барбе д'Оревильи, и в
очерках «Художник современной жизни» Бодлера. И все, кто сейчас пишет о дендизме, вынуждены так или иначе
считаться  с  этой  традицией,  играть  по  предложенным  правилам  или  же  противодействовать  им  сознательным
усилием  воли -  вот  только  игнорировать  их  никак  невозможно.  Неброская  агрессивность  дендистского  стиля
оказывается  столь же  заразительной для  современных  авторов, как и байронический  сплин - для романтических
натур начала XIX века.

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр