ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 38 )
  



меры по дезинфекции  городских церквей, библиотек, питьевых фонтанчиков. Но  самое  главное - изменилось
отношение  к  телесной  гигиене.  На  смену  видимой  телесной  грязи  пришло  понятие  незримой  инфекции.  Были
проделаны  специальные  замеры  количества  микробов  в  воде  до  и  после  принятия  ванны. После  серии  опытов П.Ремлингер  пришел  к  выводу,  что  мытье  значительно  сокращает  количество  бактерий  на  человеческой  коже.
Отныне  вода  стала  восприниматься  как  союзник  в  борьбе  против  инфекционных  болезней.  Регулярные  ванны
теперь  пропагандировались  как  оздоровительное  и  профилактическое  средство.  Это  был  кардинальный  сдвиг  в
истории европейской гигиены.
Анатомия человеческого тела была пересмотрена с точки  зрения новых представлений. «Невидимые враги» -
микробы - требовали иной бдительности
. Соблюдение чистоты, согласно этим трактовкам, усиливало защитные
силы  организма  и  повышало  иммунитет.  Особое  внимание  стали  уделять  новым  телесным  зонам,  о  которых
раньше крайне редко упоминали в печати: например, появились специальные инструкции, как чистить зубы, чтобы
остатки пищи не  застревали в промежутках между  зубами. Удаление  грязи из-под ногтей также воспринималось
как борьба с микробами в труднодоступной зоне. Родители стали приучать детей к повседневной гигиене половых
органов, к частому мытью рук; в школах запрещали перелистывать страницы, послюнив палец.
Но и в этом, казалось бы, объективном триумфе позитивистского знания вскоре проступили сугубо социальные
аспекты. После открытий Пастера внимание публики вскоре обратилось на потенциальные источники инфекции.
Гигиеническая пропаганда быстро создала образ врага - люди, занимающиеся физическим трудом, представлялись
разносчиками  заразы. В домах бедняков,  как умудрились подсчитать  въедливые исследователи,  в 50 раз больше
микробов, чем в канализационных трубах. Грязные руки рабочих стали притчей во языцех. Преследуемые страхом
дегенерации, буржуазные семьи сторонились «зловонных» трущоб и их обитателей45
.
Английский искусствовед Адриан Форти усматривает в подобных проявлениях  тенденциозности буржуазные
классовые  предрассудки,  обусловленные  доминирующей  ролью  пролетариата  в  Европе XIX  столетия. «Можно
допустить,  что  средний  класс  насаждал  новые  стандарты  чистоты,  чтобы  сопротивляться  общественным
переворотам  и  обеспечить  себе  психологическую  безопасность... Помимо  общего  гуманного  импульса,  средний
класс был материально  заинтересован  в  гигиене пролетариата, поскольку  сокращение болезней и  смертей  среди
рабочих позволило бы им больше трудиться и приумножило богатство буржуазии»46
. Хотя аргументы Форти явно
грешат  марксистской  прямолинейностью,  нельзя  и  впрямь  не  отметить  социальный  вектор  в  гигиеническом
движении. Просветительская работа была действительно ориентирована в основном на малообразованные массы.
В этот период печатаются многочисленные инструкции для
бедных по обучению азам гигиены. Технологические изобретения также развивались в этом русле.
В  середине века наименее обеспеченные  слои - беднота,  солдаты,  студенты - мылись в общественных банях,
однако эта система требовала  значительного расхода воды на каждого, и количество клиентов было не столь уж
велико. Назрела настоятельная необходимость охватить  гигиеническими процедурами как можно большее число
неимущих людей, сократив при этом расход воды. Эта задача стимулировала эксперименты со струйной подачей
воды и в итоге привела к изобретению такого популярного сегодня способа мытья, как душ. Первые шаги в этом
направлении были предприняты во французской армии и в тюрьмах.
В 1857  году в 33-м марсельском полку впервые был опробован новый метод: «Солдаты входят в помещение
раздетые, по трое, каждый имеет при себе кусок мыла. За три минуты  группа моется под вертикальной водяной
струей,  затем  их  сменяет  следующая  группа...»
Эксперимент  оказался  удачным,  поскольку  он  соответствовал
армейскому  духу  строевой  дисциплины,  хотя  были  и  недостатки:  при  мытье  за  столь  короткое  время  солдаты
вынужденно толкали друг друга, чтобы успеть попасть под душ.
Дальнейшие усовершенствования шли в двух направлениях: установка распылителя, что способствовало более
рациональному  распределению  воды, и  конструкция душевых  кабин, иногда поначалу  заменяемых  занавесками.
Подача воды теперь регулировалась армейским офицером, стоящим сверху на лестнице и направляющим струю.
В окончательном  виде  система коллективного душа  закрепилась позднее  в  тюрьмах. В 1876  году  в руанской
тюрьме  заключенные  мылись  в  восьми  душевых  отсеках,  куда  они  заходили  шеренгами  и  где  подача  воды
контролировалась  надзирателем.  Этот  способ  явно  устраивал  тюремное  начальство  своей  экономичностью: «В
течение  часа  моются  от 96  до 120  заключенных,  при  этом  расходуется  от 1500  до 1800  литров  воды,  что
соответствует 6-8 ваннам».
Возможность управлять струей воды обусловила специфический «репрессивный» характер душа. Направленная
струя  холодной  воды  также  использовалась  в  психиатрических  лечебницах,  чтобы «вразумить»  непокорных
больных. Мишель Фуко,  анализируя порядки  в  клинике  для  душевнобольных Пинеля,  отмечал: «У Пинеля  душ
используется  в  откровенно  карательных,  судебных  целях;  это  обычное  наказание,  налагаемое  постоянно
заседающим  в  лечебнице  общегражданским  судом». Сходные методы позднее практиковал  в Сальпетриерской
больнице известный психиатр Ж.М.Шарко50.
Коллективно-тоталитарный  характер  мытья  в  душе  исторически  сложился  как  антитеза  приватности  и
комфорту  ванных  комнат.  К 1880-м  годам  ванная  комната  стала  местом  уединения,  где  совершался  интимный
ритуал «заботы о себе», что шло вразрез с традиционными обычаями, когда слуги ассистировали хозяевам на всех этапах  туалета.  В  это  время  наличие  отдельной  ванной  являлось  исключительно  статусным  атрибутом
состоятельных буржуазных домов. В рабочих семьях ванные комнаты были редкостной экзотикой вплоть до 1920-х годов.
Дизайн ванной вначале мало чем отличался от других помещений. Это была обыкновенная комната с диваном,
ковром,  креслами  и  чайным  столиком.  Чугунную  ванну  обшивали  по  внешней  стороне  деревом  благородных
пород, так что она мало чем отличалась от обычного предмета мебели. Ванная мыслилась как частный кабинет или
небольшая  гостиная,  пространство  для  уединенных  мечтаний.  В  этом  смысле  характерно  жанровое  полотно
Альфреда Стивенса «В ванне»: женщина с задумчивым видом принимает ванну, в руке у нее цветок, рядом лежит

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр