ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 39 )
  



книга. Роскошь неторопливого сибаритского времяпрепровождения в ванной, ранее бывшая привилегией кокоток,
стала достоянием среднего класса.
В  свете  новых  представлений  о  грязи  и  инфекции  дизайн  ванных  на  рубеже  веков  претерпел  радикальные
изменения,  резко  приблизившись  к  современной  модели.  Под  влиянием  гигиенических  требований  ванну
освободили  от  деревянной  обшивки  и  добавили  ножки,  чтобы можно  было  бороться  с  пылью  под  ванной. Все
помещение  стали  отделывать  кафелем,  причем  белый  цвет  повсеместно  вытеснил  каштановую  гамму.
Традиционная  мебель  исчезла,  ей  на  смену  пришли  функциональные  аксессуары:  полочки  в  стенных  нишах,
подставки  для  мыла  и  губок,  вешалки  для  полотенец.  Декор  ванной  комнаты  составлял  единый  ансамбль.  Все
должно  было  сверкать  чистотой;  светлый  цвет  кафеля  подчеркивал  малейшее  пятнышко.  При  проектировании
домов ваннам стали отводить место по соседству с хозяйской спальной: «это означало расширение частной сферы
в буржуазном образе жизни».
Чистота теперь создавала особый привлекательный имидж буржуазного жилища и фактически воспринималась
как  синоним  здоровья.  Согласно  рекомендациям  дизайнеров-гигиенистов,  предпочтение  отдавалось  простым
формам мебели и посуды. Во многих семьях стали отказываться от тяжелых декоративных тканей для занавесок и
пологов  на  кроватях,  чтобы  обеспечить  циркуляцию  воздуха  и  избавиться  от  лишней  пыли.  Заметим,  что  эта
тенденция  шла  абсолютно  вразрез  с  давней  традицией  убранства  буржуазного  интерьера.  Раньше  стремились
сократить  количество  голых  поверхностей,  застелить  все  салфеточками,  ковриками,  заставить  пустые  углы
ширмами,  комодами,  горками.  Жилище  в  итоге  приобретало  вид  уютного  лабиринта,  комфортного  и
обволакивающего пространства. В гендерных терминах подобный тип жилья возможно трактовать как проявление
«womb-complex» -  подсознательного  стремления  вернуться «назад»,  в  материнскую  утробу (если  частично
воспользоваться концепцией «травмы рождения» Отто Ранка), в мягкое, округлое пристанище.
Если  продолжить  эту  антиномию,  то  новая  эстетика,  напротив,  тяготеет  к мужскому  типу  структурирования
пространства. Контрастные тона, обнаженные поверхности, острые линии, увлечение стеклом и металлом - всем
этим  приметам  было  суждено  в  полной мере  развиться  в  технократических  стилях ХХ  века. Функциональность
предметов,  легкость  уборки,  обилие  света,  прозрачность  и  просматриваемость  помещения  стали  основными
требованиями конструктивизма Ле Корбюзье в начале 1920-х годов.
Чистота  здесь  встраивается  в  ряд  приемов  минималистской  эстетики,  но  семиотически  гигиена  при  таком
раскладе нередко начинает увязываться с образами идеального порядка, что в конечном счете может привести к
идеологии тотальной власти и государственного надзора. Легкий оттенок «тоталитарности», уже обозначившийся
в семантике душа, без труда развивается по метафорической шкале от частного тела к социальному, от физической
чистоты - к благонамеренности. Подобные мотивы уже начинают мелькать и в конце XIX столетия на страницах
литературных утопий. У Жюля Верна в утопическом городе Франквиле «дети настолько приучены к чистоте, что
приходят  в  ужас  от  малейшего  пятна  на  одежде.  Индивидуальная  и  коллективная  чистота -  главная  забота
основателей Франквиля. Чистить, чистить безостановочно, чтобы уничтожить грязь, проистекающую от огромного
количества  людей -  такова  основная  работа  центральной  власти»52
.  Сходные  пассажи  можно  найти  во  многих
классических утопиях и антиутопиях нашего века.
Однако  для  нас  прежде  всего  важен  тот факт,  что  решающий  сдвиг  в массовых  представлениях  о  чистом  и
грязном,  подготовивший  современное  восприятие,  произошел  именно  в 80-90-е  годы XIX  века.  В  этот  период
оформилась  привычная  для  нас модель  телесности  и  окончательно  закрепились  базовые  гендерные  стереотипы.
Дендистская гигиена, создавшая образ мужчины-чистюли, была одним из векторов в этом увлекательном процессе,
во многом изменившем структуры повседневного опыта.

 
VI. ДЕНДИСТСКИЙ КОДЕКС ОБЩЕНИЯ
Денди и джентльмен
 
Что образует джентльмена? Легкость, владение собой, вежливость, умение вести беседу, способность никогда
не  причинять  боль,  возвышенные  принципы,  тонкость  суждений,  красноречие,  вкус,  уважение  к  приличиям,
благородство и терпимость, искренность и осмотрительность, честность»1
 - так описывал джентльмена британский
проповедник середины XIX века доктор Джон Генри Ньюмен. Это широкое и в принципе открытое определение
джентльмена как светского человека, подразумевающее и образованность, и знание этикета, и некоторый личный
шарм.  Получается,  будто  любой  мужчина  может  претендовать  на  почетное  звание  джентльмена,  обладая
подобными приятными качествами. Так ли это?
История  понятия «джентльмен»  убеждает  в  обратном:  изначально  эта  категория  имела  достаточно  жесткий
социальный  смысл.  В  средневековой  Англии  было  принято  считать,  что  истинный  джентльмен  должен  быть
человеком  благородного происхождения и принадлежать  к  аристократическому  сословию. Согласно Британской
энциклопедии,  в XV  столетии «джентльмен»  понимался  как «generosus»  или «generosi filius» -  человек
благородного  рождения  или  сын  благороднорожденного.  Знатное  происхождение  подтверждалось  наличием
генеалогического древа и обеспечивало право ношения герба.
Другое  не  менее  важное  социальное  отличие  джентльмена -  он  должен  владеть  землей  или  ценным
имуществом:  это  освобождает  его  от  необходимости  трудиться,  чтобы  заработать  себе  на жизнь.  Таковы  были
исторически  четкие  и  недвусмысленные  критерии,  позволяющие  сразу  отличить  джентльмена.  Однако  со
временем они стали размываться, и на первый план выходят косвенные признаки:

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр