ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 56 )
  



излишнем  тщеславии.  Был  достигнут  сложнейший  синтез между  элегантностью  и  деловитостью. «Незаметный»
костюм  свидетельствовал  о  серьезности  намерений  владельца  и,  образуя  внешнюю  нейтральную  рамку,  давал
возможность  для  решающего  броска  в  ту  или  иную  сферу.  Отсутствие  четких  знаков,  свидетельствующих  о
профессиональной  или  социальной  принадлежности,  и  составляло  стилистическую  базу  потенциальной
мобильности. Костюм был визуальным символом исходного
равенства  возможностей  для  способных  людей  в  буржуазном  демократическом  обществе.  Если  продолжить
традиционную  метафору «одежда-душа»,  то  незаметный  универсальный  костюм  будет  соответствовать  тому
самому  центральному  ядру  характера  хамелеона,  которое  остается  нерушимым  при  всех  превращениях -  его
верности себе и способности меняться по обстановке.
Возможность  дальнейших  метаморфоз  внешнего  облика  на  базе  универсального  костюма  обеспечивает
дополнительная система знаков - аксессуары и детали: сорочка, шейный платок, перчатки. Ведь опытный глаз без
труда отличит дорогие часы от дешевых или определит качество сукна. Современный мужской костюм наследует
эту  систему  резервных  превращений  за  счет  возможной  смены  галстуков  и  рубашек,  стилистических  различий
между брэндами. Но стабильность базового силуэта и принцип ансамбля при этом сохраняются.
Мы  видим,  что  от Алкивиада  до  лорда Честерфилда  европейская  культура  непрерывно  варьирует  метафору
хамелеона  как  мотив  приспособления  к  разным  физическим  условиям  и  психологической  гибкости -  залог
светского  искусства  нравиться.  Хамелеонство -  императив  вежливости,  требование  этикета  в  культуре  Нового
времени.  Восприимчивость  человека  со  вкусом  к  меняющимся  нюансам  моды -  исходная  необходимая
предпосылка щегольского хамелеонства. Дендизм включает в себя хамелеонское поведение как технику светского
успеха,  и  это  развивает  изначально  канонизированный  в  образе Алкивиада  принцип  варьирования  ситуативных
масок  в  зависимости  от  обстоятельств.  Театрализация  собственной  личности  в  эпоху  романтизма  приобретает
характер  постоянных  стилистических  переключений,  а  в  эстетическом  плане  это  подкрепляется  теорией
романтической иронии, во многом коррелирующей с принципом хамелеонства.
Во  второй  половине XIX  века  денди-хамелеон  как  персонаж  окончательно  теряет  внутреннюю
«центральность»,  что  делает  возможным  появление  полярных  типов  денди-сыщика  и  денди-преступника.  Темы
внутренней  множественности,  отчуждения  и  оживших  подобий,  предельно  развернутые  в  конце  века,  дают
«эстетский» вариант хамелеона.
В социальном смысле хамелеонство служит залогом «продвижения наверх». Универсальный мужской костюм,
ведущий  свою  родословную  от  дендизма  начала XIX  века,  выступает  как материальный  аналог  хамелеонства  в
качестве  нейтральной  внешней  рамки  для  различных  амплуа,  синтезируя  элегантность  и  деловитость. Наконец,
дендистское  владение  собой  и  требование  адекватного  поведения  в  разных  жизненных  обстоятельствах
оказывается оптимальной карьерной техникой в условиях зарождающейся «modernity».
В  положительном  смысле «хамелеонство»  и  поныне -  минимальное  требование  к  современному  человеку,
особенно если профессия предполагает частые поездки в разные страны. Умение применяться к чужим обычаям -
например, искусство есть палочками
в китайском ресторане - служит приметой опытного и просвещенного путешественника. До сих пор актуально
изречение  св. Амброзия: «Si fueris Romae, Romano vivito more; Si fueri alibi, vivito sicut ibi» - «Когда  ты в Риме,
живи как римляне; если ты в другом месте, живи так, как там принято».
 
page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр