ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 69 )
  



Очевидно  детский  характер  игрушек  и  плана  мести  не  должен  никого  смущать -  в  любом  розыгрыше  есть
элементы  детских  игр.  Но  детскость  розыгрыша,  придавая  ему  невинно-трогательный  характер,  не  исключает
жестокости.
Также бросается в глаза, что Вустер выступает на страницах романа как пародийный денди - ведь при падении
в бассейн он прежде всего сожалеет, что погиб «один из самых удачно сшитых фраков во всей метрополии». Но,
увы, его вкус отнюдь не безупречен, и мудрому дворецкому Дживзу приходится нарочно прожечь утюгом дыру на
белом клубном  пиджаке  Бертрама,  только  чтобы  хозяин  прекратил  носить  его  на  потеху  окружающим.  При комическом обмене ролями получается, что дворецкий присваивает себе дендистскую прерогативу хорошего вкуса и  иронии,  продолжая  на  свой  лад  традицию  сметливого  слуги  в  духе  Сэма  Уэллера  из «Записок  Пиквикского клуба».
В разделе об английском джентльменстве мы уже говорили, что и денди, и джентльмена объединяет любовь к
игре, восходящая к аристократическим моделям поведения. Напомним высказывание Хосе Ортеги-и-Гассета из его
«Размышлений  о  технике»: «Игра -  роскошь  жизни  и  предполагает  заранее  обретенную  власть  над  низшими
уровнями  существования...»  Джентльмен  может  позволить  себе  игры  и  розыгрыши,  поскольку «он  чувствует
себя абсолютно уверенным и обеспеченным по отношению к элементарным жизненным требованиям».
Соответственно, джентльмена отличает установка на игру, восходящая к аристократическому стилю жизни. И
розыгрыши для любого человека (вовсе необязательно благородного происхождения) -это, по сути, приобщение к
этой роскоши, культуре свободных игр свободных людей.
Культура джентльменства также содержит принцип, который является дополнительным по отношению к игре:
это требование невозмутимости, о котором мы уже мельком упоминали. Именно это требование невозмутимости
канонизировали  денди.  Денди  как  подлинный  джентльмен  должен  соблюдать  спокойствие,  демонстрируя
«understatement»,  сдержанность.  Розыгрыш  для  автора шутки -  тренировка  в  игровой  изобретательности,  а  для
жертвы - в невозмутимости. Невозмутимость предполагает и, с другой стороны, уравновешивает игровую энергию.
Однако другой конструктивный принцип джентльменства -  требование «честной игры» (fair play) - далеко не
всегда  применим  в  традиции  розыгрышей.  Ведь  сплошь  и  рядом  случаются  и «нечестные»  розыгрыши -
внимательный  читатель  сразу  вспомнит  и  безвинно  пострадавшего  Снодграсса,  и  французского  маркиза  в
засахаренном парике. Но  все же, на наш  взгляд, мелкая «нечестность»  розыгрышей покрывается  более  крупной
парадигмой джентльменских игр, не нарушая ее базовых установок. Это нарушение, которое только подтверждает
правило. Мелкая «нечестность» - переключатель стилевого регистра, маркер перехода от серьезности к игре: она
означает,  что  на  сцене  появился  трикстер.  Это  нарушение  конвенций  на  старте,  которое  входит  в  условия
розыгрыша,  воспринимаясь  участниками  как  аксиома,  сигнал  к  последующим  игровым  действиям.  Подобная
«нечестность», которую устраивает джентльмен в роли трикстера, может стать прелюдией к сценарию «мировой
катастрофы» местного уровня, как хаос на Бернер-стрит.
Но  чтобы  далее  розыгрыш  по-настоящему  сработал,  существенно  соблюдение  нескольких  условий.  Итак,
каковы же признаки классического розыгрыша?
1)  Участники  розыгрыша  должны  входить  в  один  круг,  компанию  или  хотя  бы  принадлежать  к  одной
социальной  группе.  Тогда  обеспечено  дружеское  взаимопонимание.  Розыгрыш  достигает  жанровой  чистоты  в
замкнутом социуме, живущем по своим строго определенным правилам. И напротив, если розыгрыш выходит за
пределы этого замкнутого круга, риск непонимания и обид возрастает.
2)  Розыгрыш  должен  быть  хорошо  подготовлен,  даже  если  это  требует  значительных  усилий.  Розыгрыш  на
Бернер-стрит  в  этом  смысле -  классика,  но  дорожка  среди  аккуратно  расставленных  тарелок  тоже  требует
тщательной подготовки.
3) Розыгрыш не должен затрагивать жизненно важных интересов или наносить существенный ущерб здоровью,
и тут, конечно, всегда есть тонкая грань, которая должна ощущаться автором шутки.
Если эта  грань не нарушена, то энергия розыгрыша беспрепятственно реализуется в этикетном поле, получая
подзарядку  от  конструктивного  противоречия  двух  взаимодополнительных  принципов- «невозмутимости»  и
«игры».
Как видим, денди успешно пользуются техникой розыгрышей, опираясь на базовый код джентльменства, что
косвенно подтверждает его жизнеспособность как авторитетной культурной парадигмы.
Постскриптум: российские розыгрыши
В  заключение  отметим,  что  и  в  российской  жизни  розыгрыши  бытуют  не  только  первого  апреля.
Признанными мастерами розыгрышей в свое время считались композитор Никита Богословский, Фаина Раневская,
Аркадий  Райкин,  Марк  Бернес.  В 1960-е  годы  своими  розыгрышами  прославился  Леонид  Алахвердов,  член
ансамбля «Дружба», в котором пела Эдита Пьеха. Алахвердов осуществлял розыгрыши, которые сейчас, когда все
боятся  потенциального  терроризма,  кажутся  немыслимыми:  инсценировал  захват  самолета,  вел «переговоры»  с
диспетчером  по  радио,  за  что  сразу  попал  в  соответствующие  органы,  и  друзья  еле  вызволили  его. Впрочем,  в
розыгрышах Алахвердова ощутима ирония как раз над самим фактом запуганности людей:
«В одной из центральных московских  гостиниц поздно  вечером,  сидя  в уютном номере  со  своими друзьями,
Алахвердов намекнул им  о полной  радиофикации  стен.  Заключив  с  кем-то пари,  он подошел  к  вентиляционной
решетке и громко попросил принести им шампанского (взгляд на часы) через десять минут. Четко в срок - стук в дверь.  Официант  при  полной  амуниции  с  поклоном  вносит  бутылку  с  фужерами  и  молча  удаляется.  Все
присутствующие в шоке (речь идет о временах ранней эпохи застоя). Леонид, заблаговременно оплативший официанту этот заказ на 23.00, с
удовольствием  пересчитывает  выигрыш,  а  проигравший  лезет  на  стену  в  прямом  смысле,  к  решетке. Открутив
шурупы, он нашел там микрофон с проводом, на конце которого болталась записка: «Не там ищешь».
 

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр







Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0