ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 74 )
  



века как раз переживала второе рождение.
Наиболее  ярко  дендистский  образ  поэтессы  был  реализован  в  знаменитом  портрете  кисти Бакста (1906),  для
которого она позировала в кюлотах и батистовой манишке щеголя XVIII века, с пышной прической и надменным
выражением  лица. Этот  портрет  всем  казался  в  те  годы «фантастически  неприличным  и  скандальным»,  и  дело
здесь было не столько в костюме, открывающем ноги, сколько в самом факте переодевания женщины в мужское
платье.  Гиппиус  удалось  тонко  задействовать  весь  потенциал  культурного  шока,  заложенный  в  дендистской
андрогинности,  причем  если  мужчин-денди  обычно  обвиняли  в  излишней  женственности,  то  здесь,  напротив,
женщина  как  будто «присвоила»  себе  символические  атрибуты  мужественности -  и  свободный  костюм,  и
раскованную позу, и высокомерный взгляд. Однако в  этом у Гиппиус были предшественники и последователи -
Жорж Санд любила прогуливаться по Парижу в мужском платье, а в 1930-е годы Марлен Дитрих ввела моду на
брючные костюмы.
Денди и Мадемуазель
Легенда приписывает Мадемуазель Шанель славу изобретения короткой стрижки для женщин в 1917 году. Все
произошло, конечно же, чисто случайно: «Она должна была поехать в Оперу... Ее газовая колонка взорвалась. Она
отделалась несколькими подпаленными прядями. Сначала Коко подумала  отказаться от приглашения, но потом,
взяв большие ножницы, обрезала свои косы. Оставалось только помыть  голову... В Опере немедленно  заметили,
что  она  подстриглась».  Этот  случай  весьма  напоминает  происшествие,  благодаря  которому  на  свет  появился
укороченный фрак спенсер, - находчивый лорд решительно отрезал фалды, после того как одна обгорела в камине.
Поразительное  сходство обеих романтических историй наводит на мысль о  глубинном  сходстве дендистских
новаций  и  реформаторских  жестов  Шанель.  Она,  пожалуй,  и  впрямь  единственная  фигура  в  истории  моды,
которую можно адекватно сравнить с Браммеллом.
Их  сближает  не  только  тот  факт,  что  оба  усиленно  занимались  жизнетворчеством  и  способствовали
мифологизации  собственной  жизни,  но  прежде  всего  удивительная  стилевая  интуиция.  Они  чувствовали,  что
будущее -  за простым,  экономным  силуэтом, что  современный костюм должен быть универсальным для разных
ситуаций и достаточно комфортным.
Знаменитый  костюм  Шанель  возник  во  многом  благодаря  влиянию  английской  мужской  моды.  Великая
Мадемуазель  впервые  использовала  плотный  трикотаж  джерси  и  адаптировала  свободный  фасон  спортивных
пуловеров  для  женской  одежды.  Получился  лаконичный  костюм,  строгий,  но  не  стесняющий  движений.  Этот
костюм фактически нивелировал социальные различия.
И  про  Браммелла,  и  про Шанель  говорили,  что  они  навязали  миру «снобизм  мнимой  бедности».  Но  суть
кроется  в  том,  что Шанель,  как  и  английский  денди,  пропагандировала  сдержанный  стиль,  развивая  принцип
«conspicuous inconspicuousness». Только на языке моды ХХ века это стало называться «understatement», сдержанная
манера (кстати, она до сих пор считается типической чертой национального английского характера).
В женской  одежде  идеальный  образец «сдержанности» -  прославленное «маленькое  черное  платье» Шанель,
которая  во  многом  действовала  под  влиянием  английской  мужской  моды.  Именно  Шанель  давала  своим
состоятельным  клиенткам  совет  одеваться  как  служанки.  В  этом  известном  афоризме  кроется  софистический
парадокс: для того, чтобы создать впечатление «изысканной простоты», надо иметь немалые средства и для начала
иметь служанок.
В  том  же  духе  Шанель  рекомендовала  делать  ставку  на  бижутерию,  а  если  у  дамы  имеются  настоящие
драгоценности,  то носить их так, как если бы они были бижутерией, - небрежно и вперемешку. Этот образ стал
популярен в 1930-е годы, во времена Великой депрессии в США. Аналогичный прием потом стал использоваться
людьми среднего сословия, желающими показать, что они просто «не хотят» выряжаться.
Шанель говорила: «Нужно, чтобы поняли, что драгоценности - это орнамент, а не состояние, которое носят с
собой».  Драгоценности,  таким  образом,  перестают  быть  знаком  богатства,  а  функционируют  в  чисто
декоративных целях. Здесь Шанель и Браммелл расходятся: для Браммелла золотая цепочка от карманных часов
была  непременным  атрибутом  джентльмена,  а  в  его  коллекции  табакерок  преобладали  экземпляры  из  самых
драгоценных материалов, крышки были порой украшены бриллиантами. Владение настоящими драгоценностями,
подлинными  антикварными  вещами  подкрепляло  его  светский  статус  и  делало  его  своим  в  кругах  британских
аристократов.
И  Браммелл,  и  Шанель  по  своему  социальному  происхождению  принадлежали  к  малообеспеченным
буржуазным кругам. Оба благодаря личной незаурядности вошли в среду знати, но в то же время
презирали  аристократов  за  безвкусицу  туалетов  и,  что  весьма  характерно,  за  то,  что  они  якобы «грязные».
«Меня спросили, что я думаю о Полин де Сен-Совер. Я сказала: "Она выглядит злой, жестокой и грязной. У нее в
волосах рисовая пудра. И такой грубый, резкий профиль... »
 
Повторяющиеся  тирады  Коко  против «грязных»  аристократок  весьма  напоминают  браммелловские  выпады
против гигиенических привычек английских лордов XVIII века (даже упоминание рисовой пудры в этом контексте
симптоматично -  оба  ненавидели  пудру  и  парики).  И  Браммелл,  и Шанель  нередко  наносили  своим  жертвам
публичные  оскорбления.  Даже  стиль  подобных  обличений  поражает  сходной  интонацией  расчетливой
агрессивности. Это тон людей, обнаруживших, что в светском обществе немало мазохистов, готовых аплодировать
своим мучителям. А  если  садист  к  тому же  играет  на  разнице  в  социальном  статусе,  то  взаимное  удовольствие
только возрастает.

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр