ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 77 )
  



небольших серых  глаз, который мгновенно  засекал и оценивал все особенности внешности, костюма и манер
собеседника, сразу обнаруживая недостатки». Уильям Хэзлитт назвал его взгляд «тонким и различающим».
Однако  порой  этот  взгляд  мог  служить  орудием «подколки»,  и  тогда  он  становился,  согласно  У.Джессе,
«предельно странным»: «Выражение его глаз заставляло усомниться в искренности его слов»11
. В романе «Грэнби»
Т. Листера детально описан взгляд денди в такой момент: «спокойный, рассеянный взор, как бы бессознательно
блуждающий  вокруг  намеченной  жертвы;  ни  на  ком  не  задерживающийся  и  не  поддающийся  перехвату,  этот
взгляд не устремлен ни в пространство, ни на кого в отдельности. Сосредоточенный, хотя и не отвлеченный, такой
взгляд, возможно, извиняет Вас в глазах лица, над которым Вы подшутили, но все же препятствует дальнейшему
контакту». Кстати,  прототипом  главного  героя  романа  был,  разумеется, Джордж Браммелл. Другие  параметры
дендистского  поведения,  сопутствующие  этому  взгляду, - «неподвижность  лица»  и  медленный  шаг  при
фланировании,  деланная  небрежность  в  жестах  и  в  костюме:  это  манифестация  расслабленности  при  полной
готовности к мгновенному действию.

Быстрая  фокусировка  зрения  происходила  при  саркастическом  выпаде;  если  же  речь  шла  не  просто  об
иронической «подколке», но об открытом противостоянии, денди могли устроить настоящую оптическую дуэль.
Таков был поединок взглядов, когда Браммелл столкнулся в театральном фойе с принцем Уэльским уже после их
ссоры. Толпа зажала обоих, денди обернулся и увидел, что в футе от него стоит принц. «Браммелл нисколько не
изменился в лице, не шевельнул  головой, они поглядели друг другу в  зрачки; у принца был  явно изумленный и
разгневанный вид. Браммелл, однако, не опустил глаз под взглядом принца и не выказал ни малейшего смущения.
Он  спокойно  отступал, шаг  за шагом,  не  спуская  ни  на мгновение  глаз  с  принца,  пока  их  не  разделила  толпа...
Невозможно  описать  впечатление,  произведенное  этой  сценой  на  окружающих.  В  его  манерах  не  было  ничего
надменного или оскорбительного: отступая, не повернувшись спиной к принцу, он выказал почтение к его сану,
однако  не  извинился  за  вынужденную  неловкость.  Его  обращение  с  принцем,  как  мужчины  с  мужчиной,  было
бескомпромиссным  и  враждебным»13
.  Обмен  взглядами  здесь  подобен  обмену  фехтовальными  уколами,  или,
вернее  будет  сказать, Браммелл  обнажает  оружие, но не применяет;  отступая, продолжает  угрожать; не  спуская
взгляда с принца, он как бы держит соперника на мушке.
Подобные микропоединки,  хотя, наверное, и не  в  столь  развернутом формате,  регулярно  случались  в  любых
светских  гостиных.  Вот  Пелэм,  герой  романа  Бульвера-Литтона,  вступает  в  оптическую  дуэль  с  Гленвилом:
«Взгляд мой случайно упал на Гленвила. Он поднял глаза и слегка покраснел, когда они встретились с моими. Но
он  не  отвел  взгляда:  упорно,  пристально  смотрели  мы  друг  на  друга,  пока  Эллен,  внезапно  обернувшись,  не
заметила странного выражения наших глаз и не положила, словно охваченная каким-то страхом, свою руку на руку
брата... »
 Визуальный поединок строится по традиционной модели (прямой взгляд в зрачки = оскорбление), но
его прерывает женщина, инстинктивно чувствующая опасность сдерживаемой агрессии.
Дендистское искусство манипулировать взглядом включало в себя и такой антиприем, как намеренная слепота,
педалированное пренебрежение,  зрение как пре-зрение. Браммелл умел демонстративно не видеть,  если предмет
для  рассмотрения  оказывался «недостойным»  взгляда,  то  есть  неадекватным  его  принципам.  Целая  серия
анекдотов держится на одном и том же мотиве: денди отказывается не только назвать, но и разглядеть негодную вещь, она для него попросту не существует. Вспомним, как Браммелл не признал фрак герцога Бедфорда за фрак, а
в другой раз сходным образом отреагировал на чьи-то туфли, обозвав их домашними тапками.
Неузнавание человека на светском рауте являлось самым серьезным негативным приемом в визуальных играх
денди. Знаменитая история, когда Браммелл на балу «не узнал» своего бывшего приятеля принца Уэльского, спросив его соседа: «Что это за толстяк стоит рядом с Вами?», развивает этот алгоритм,
хотя  к «неузнаванию»  тут  как  бы  нечаянно  добавляется  и  нелестная  характеристика  фигуры.  Из  более  мягких
средств - забывание имени; еще более грубое нарушение этикета - намеренное неназывание титула.
Подобная  избирательность  зрения  автоматически  постулирует  свою  систему  критериев,  заключая  целый  ряд
вещей  в  невидимые  кавычки,  увеличивая  их  или  уменьшая  в  размерах  или  вовсе  изничтожая  по  своему
усмотрению.
Можно  сказать,  что  взгляд  Браммелла  перформативен -  в  лингвистике «перформативным»  называют
высказывание,  которое  при  произнесении  априори  содержит  в  себе  социальное  действие: «Я  открываю
конференцию», «Мы объявляем Вам войну».
Денди присваивают себе прерогативу культурного, просвещенного зрения и выстраивают свой мир, тщательно
проверяя  сканирующим  взглядом  кондиционность  окружающих. Подобная  зрительная  проверка -  обязательный
ритуал в начале светского мероприятия. Пелэм приходит на званый обед по приглашению, - казалось бы, можно
расслабиться! -  но  нет,  хозяин, «обмениваясь  со  мной  рукопожатием,  оглядел  меня  с  головы  до  ног,  дабы
удостовериться, что я оправдываю его милостивое снисхождение».
Хорошо, что Пелэм как опытный щеголь без труда проходит испытательное «сканирование»; более известны,
увы,  скандальные  случаи «провалов»  в  аналогичных  обстоятельствах -  как  уже  цитированное  происшествие  с
герцогиней Ратландской, которой Браммелл приказал выйти из зала, пятясь, дабы не оскорблять его взоры. Денди
как повелитель собственного королевства, где действуют установленные им лично нормы нового вкуса, ведет себя
как тиран и может позволить себе некорректное, жестокое обращение с людьми, которые иначе смотрят на вещи.
Взглядом можно уничтожить человека, можно прицельно уколоть, можно выставить на посмешище. Это колкий
цепляющий взгляд, аналогичный по функции остроумной реплике в адрес конкретного лица
Важно  заметить,  что  дендистский «проверочный»  взгляд  открыт;  смотрящий  не  считает  нужным  наблюдать
украдкой, как бы незаметно: напротив, открытый оценочный взгляд - проявление светской власти лидера моды, и
объект  подобного  взгляда,  как  правило,  ощущает  его  почти  физически  как  неприятное  прикосновение.  Это
привилегия  социального  лидера,  остальным  членам  общества  правила  вежливости  предписывают  беглый
оценочный,  по  возможности  незаметный  взгляд  на  одежду  окружающих,  если  только  рассматривание  не
сопровождается ритуальными комплиментами.
Дендистский  взгляд  тактилен  и  гиперболичен:  он  обладает  способностью  символически  увеличивать
недостатки.  Аналогично  устроен  взгляд  редактора,  или  особенно  корректора,  который  автоматически  отмечает
любую мелкую ошибку в тексте. Кажется, что в зрачок

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр