ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 78 )
  



вставлена лупа, или увеличительное  стекло, или из  глаза вдруг выдвигается окуляр, нацеленный в определенную
точку. Не  случайно  среди  символических  атрибутов  денди  так  часто фигурируют  лорнет и монокль -  в пределе
взгляд превращается в самое изощренное орудие дендистской власти, ее прозрачный жезл.
Особого  разговора  заслуживают  дендистские  оптические  приборы.  Денди  культивировали  прищуренный
взгляд,  близорукость  считалась  модным  недостатком,  и  оттого  монокль  и  лорнет  были  необходимыми
аксессуарами. Пойти в оперу без хорошего бинокля было недопустимо, и в Париже был популярен оптик Шевалье,
продававший  театральные  бинокли  с 32-кратным  увеличением. Лорнет  использовали  и  в  романтических  целях,
чтобы  завязать  отношения  с  дамой: «Допустим,  Вы  желаете  засвидетельствовать  даме  свое  восхищение  ее
прелестями... Когда Вы берете свой лорнет, дама понимает, что произвела на Вас благоприятное впечатление. Она
обращает на Вас внимание. Тогда Вы делаете  ей  знак  глазами, что придает Вам интригующий вид. Скажут, что
благодаря лорнету Вы оценили каждую деталь и внимательно разглядели силуэт под одеждой».
Российские  щеголи XIX  столетия  также  подражали  западным  манерам: «Волокиты  того  времени  ходили  с
завитыми волосами, в очках и еще с лорнетом, а также и с моноклем; жилет непременно был расстегнут, а грудь - в
батистовых брыжжах».
Рассматривать публику  сквозь лорнет или монокль было излюбленной привычкой каждого уважающего  себя
денди. Леди Морган описывает поведение в салоне английского денди: «Я была в гостях у княгини Волконской,
когда один из этих новомодных щеголей, недавно появившихся в Париже, возник в дверях, гордо выступая в своем
наряде  и  высокомерно  оглядывая  публику  в  монокль.  Меня  представили  ему,  он  приблизился  и,  зевнув,
пробормотал  какую-ту  дежурную фразу,  ответа  на  которую  он,  впрочем,  не  стал  дожидаться,  повернув  сразу  к
более интересовавшему его лицу». Наглость бесцеремонного взгляда, вооруженного моноклем, здесь сочетается
с пренебрежительными манерами - в очередной раз приходится фиксировать, как роль вежливого гостя трещит по швам, стоит только на сцене появиться денди.
Подобные  приемы  брали  на  вооружение  и  российские  модники  или,  вернее,  модницы:  пристрастием  к
моноклям  отличалась  Зинаида  Гиппиус,  причем  она  использовала  их  именно  по-дендистски,  как  лидер  моды.
Ирина  Одоевцева  вспоминает  о  первом  знакомстве  с  прославленной  поэтессой: «Я  смотрю  на  Зинаиду
Николаевну.  Она  все  еще  время  от  времени  наводит  на  меня  стекла  своей  лорнетки.  Я  знаю,  что  она  очень
близорука,  но  меня  все  же  удивляет  это  бесцеремонное  разглядывание.  Удивляет  и  смущает,  но  не  обижает.
Обижаться было бы неуместно. Обижаться не полагается»  .
 
Позднее, когда Одоевцева ближе знакомится с поэтессой, она понимает уникальность лорнетки Гиппиус: «У ее
лорнетки не два, как полагается, а только одно стекло... это не лорнетка, а единственный в своем роде предмет -
монокль на ручке, должно быть, сделанный по особому заказу. В те далекие годы монокли были еще в ходу - их
носили изящные
старики и снобистские молодые люди. Но, конечно, не дамы. Дама в монокле или с моноклем была совершенно
немыслима.  Но,  как  почти  всегда,  действительность  оказалась  более  фантастичной,  чем  фантазия.  Зинаида
Николаевна  носила монокль. Правда,  она  носила  его  исключительно  на  улице,  вставляя  его  в  левый  глаз  перед
зеркалом, в прихожей, перед тем, как надеть перчатки».
Среди  оптических  приборов  первых  десятилетий XIX  века  стоит  специально  отметить  особую  игрушку,
популярную  среди  денди, -  монокль,  вмонтированный  в  рукоятку  трости. Усовершенствованная  таким  образом
трость  применялась  на  прогулках  и,  безусловно,  воспринималась  как  особый  шик, «gadget»,  редкостная  и
престижная техническая игрушка. М.И.Пыляев, рассказывая о визите в Лондон казака Зеленухина, упоминает, что
принц-регент подарил ему среди прочих вещей «трость с выдвигающейся зрительной трубкой».
Трость с моноклем - метафора властного дендистского зрения, это трость-указка и «наглядный» фаллический
символ.  Она  изображена  на  некоторых  рисунках XIX  века:  прогуливающиеся  модники  задирают  трости  и
прилежно  смотрят  в  монокли,  что  производит  весьма  забавное  впечатление.  Очевидно,  современникам  тоже
бросалась  в  глаза  комичность  такой  жестикуляции.  Не  зря  же  в  мемуарах  капитана  Джессе  фигурирует  некий
«немецкий князь, который носил трость с моноклем на рукоятке. Он постоянно держал ее на уровне носа, что
придавало ему чрезвычайно комичный вид». Однако осмелимся предположить, что самому князю эта трость
была насущно необходима: так одни женщины не могут выйти из дома без макияжа, другие - не надев любимые
украшения.  Аксессуары  как  бы  срастаются  с  телом,  образуя  его  символическое  продолжение,  в  котором
акцентированы наиболее важные зоны или органы (в данном случае - глаз).
Визуальные игры были  существенно  связаны  с дендистской модой. Мы уже  говорили, что Браммелл первый
изобрел  чрезвычайно  современный  по  духу  принцип «заметной  незаметности» (conspicuous inconspicuousness)  в
одежде. Это означало, что костюм должен быть элегантным, но не привлекать к себе внимания.
«Незаметная» одежда  во многом обеспечивала денди позицию  власти: невидимый наблюдатель,  следящий  за
поведением легкомысленно выставивших себя напоказ. Но, с другой стороны, этот принцип базировался на новой
буржуазной идеологии изначального равенства стартовых возможностей: скромный костюм был направлен против
аристократической тактики демонстрировать знатность и богатство через роскошную одежду.
Однажды, когда один приятель похвалил костюм Браммелла, тот ответил: «Раз Вы обратили на меня внимание,
значит, я не столь уж  элегантен», - очевидно, денди был не слишком высокого мнения о вкусе  этого  знакомого.
Принцип «заметной незаметности», таким образом, подразумевал избирательную видимость - не для всех и не во
всем, риторические фигуры намеренной слепоты и частичной «включенности» зрения. 

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр