ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 80 )
  



 
«Освобожденное  зрение»  работает  в  динамичном  поле  желаний -  оно  идеально  обслуживает  человека  в
буржуазном  мире,  где  на  каждом шагу  подворачиваются  новые  возможности  самореализации,  а  новые  товары
выступают как символы будущего и технического прогресса.
Описываемые  перемены  в  работе  зрения  отражают  кардинальный  перелом,  который  произошел  в  системе
означивания  на  стыке XVIII—XIX  веков,  особенно  во  всем,  что  касается  внешности. В  традиционной  культуре
каждый человек должен был носить тот костюм, который отражал его социальный статус: ремесленник одевался
согласно  своей  профессии,  дворянин -  согласно  аристократической моде. Нарушение  этих  норм  регулировалось
так называемыми «законами о роскоши», которые четко предписывали количество украшений и ценность тканей в
костюме  каждого  сословия.  Буржуазные  революции  во  многом  опрокинули  существовавшую  веками  иерархию
сословий:  отныне  по  одежде  нельзя  было  с  первого  взгляда  определить  положение  и  достаток  человека.  В
обществе  модерна  резко  возросла  социальная  мобильность,  появилось  огромное  количество  лиц,  пробовавших
себя  на  новом  профессиональном  поприще, молодые  люди  из  провинций  устремились  в  города  делать  карьеру.
Нарушилась «великая цепь бытия» .
Эти  факторы  привели  к  расшатыванию  традиционных  отношений  между  означаемым  и  означающим  в
семантике  внешности  и  костюма:  исчезла  жесткая  привязка  к  времени  и  пространству,  четкое  различие  между
оригиналом  и  копией,  взамен  начинает  функционировать  новый,  более  сложный  и  отточенный  семиотический
механизм. Он подразумевает непривычные ранее формы символического обмена, непрямую или отложенную связь
между  означаемым  и  означающим:  проблематизация  зрения шла  одновременно  с  развитием  новых  технических
средств.
Появление фотографии в конце 30-х годов XIX столетия; производство готового платья и изобретение швейной
машинки,  телеграфа;  распространение  массовой  культуры -  все  это  знаменует  иные  принципы  обработки
визуальной  информации.  Напомним,  что  в 1825  году  в  Англии  была  пущена  первая  линия  железной  дороги -
современная  городская  цивилизация  набирала  свой  темп. Первоначально  дешевые  романы  были  предназначены
именно для чтения в дороге, и во Франции они даже так и назывались - «железнодорожными» («de chemin de fer»).
Они стоили 3 франка 50 сантимов. Это была упакованная и точно рассчитанная доза читательского удовольствия
на определенный отрезок времени в пути.
Стандартизация  оказалась  удобной  в  век  повышения  скорости:  повсеместное  распространение  массовой
литературы в Европе совпало с появлением готовой одежды, и это далеко не случайность. Уже в тридцатые годы
XIX века портные стали оперировать системой костюмных размеров взамен индивидуальных мерок: вычисление
стандартных  телесных  пропорций  оказалось  удобным,  позволяя  экономить  рабочее  время.  В 1851  году  была
изобретена швейная машинка: отныне любая хозяйка могла шить платье на дому. Производство готовой одежды
вскоре  значительно  унифицировало  зрелище  городской  толпы -  как  представители  среднего  класса,  так  и
подающие надежды парвеню  стали носить  стандартные  темные  костюмы. В  этот переломный момент  городская
цивилизация  перестраивает  свой  семиотический  код,  требуя  более  тонкого  чтения  визуальных  знаков,
дополнительных приемов рефлексии.
Подобная «расшатанность», когда устанавливаются новые правила игры на стыке двух культурных эпох, очень
симптоматично проявляется в эстетике дендизма. Денди-наблюдатель уже во многом действует по законам новой
модернистской парадигмы. Аналитический взгляд Браммелла - предвестник новой эпохи модерна, первая 
проба  пера.  В  период  Регентства  одиночка,  арбитр  красоты,  устанавливал  свои  правила,  пользуясь
привилегиями  лидера  моды.  В  середине  же  века  эти  правила  стали  достоянием  масс,  точно  так  же  как  из
«незаметного»  и  в  свое  время  дерзкого  дендистского  костюма  позднее  получился  типовой  темный  мужской
костюм, который с небольшими изменениями дошел до наших дней.
Критический  взгляд  Браммелла,  ставя  под  сомнение  старые  каноны  элегантности,  уже  подразумевал
внушаемость зрителя. Поклонники денди - взять хотя бы его клубных компаньонов по наблюдениям у эркерного
окна -  были  готовы  вслед  за  ним  реально  увидеть  эстетические  преимущества  строгого  стиля;  их  взоры  уже
оскорбляла разряженность нуворишей. Освобожденное зрение в сфере моды сотворило «бархатную» революцию:
это  был  беспрецедентный  коллективный  визуальный  опыт,  который  способствовал  формированию  нового
информационного поля.
Поколение 30-х  годов XIX века уже  знало, на что обращать внимание, читая внешность, а что игнорировать.
Этот  процесс  можно  сравнить  с  тем,  как  наш  современный  взгляд  в  повседневной жизни  запросто  отсекает  не
востребованную  в данный момент  визуальную информацию:  работающий  за  компьютером  человек переключает
клавиатуру на латиницу и просто перестает видеть кириллицу (если, конечно, он не печатает вслепую).
Оптические  игры  у  окна  клуба  Уайтс  можно  считать  тренингом  модернистского  зрения,  его  рабочей
настройкой  в  разных  диапазонах.  Результаты  этой «настройки»  не  заставили  долго  ждать.  Последователи

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр