ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 90 )
  



Описанный сдвиг в смысловой символике парфюмерии аналогичен происходившей в то же время революции в
мужском  костюме.  Из  мужского  костюма  уходит  цвет:  взамен  ярких  синих,  зеленых,  коричневых  оттенков
воцаряется  унылый  черный.  Черный  фрак  и  сюртук  становятся  универсальной  мужской  униформой:  столетие
предпочитает облачиться в траур, как говорит Бодлер.
Еще один признак из той же серии подспудных перемен - изменения в диете. Блюда с большим количеством
пряностей в 1830-е годы становятся немодными. Они ждут своего часа до новой волны увлечения Востоком ближе
к концу века, пока же средний класс опасается экзотики. По сходной логике буржуа-завоеватель колоний относит
экзотические  ароматы  к признакам «низшей»  колониальной  культуры. Это  лишний  раз показывает, насколько  в
культуре все взаимосвязано: существенные изменения срабатывают комплексно, в нескольких сферах сразу.
Одновременно  меняется  отношение  к  сексу,  что  особенно  заметно  в  Англии:  пресловутая  викторианская
чопорность  диктует  подчеркнутую  скромность,  а  животные  ароматы  читаются  как «нескромные».  Буржуазная
стыдливость  подразумевает  повышенную  бдительность  в  отношении  женского  тела:  мода  на  кринолины  в
середине века окончательно скрывает естественные очертания женской фигуры.

Все, что связано с телесным низом, - сексуальные удовольствия, менструации, роды — становится абсолютным
табу в обществе.
Не случайно именно в этот период происходит решающая перемена в нормативных представлениях о женских
и  мужских  запахах  в  парфюмерии:  появляется  потребность  провести  четкую  символическую  границу,  чтобы
исключить  любые  недоразумения.  Счастливые  заимствования  понравившихся  запахов (случай  с  принцем
Уэльским) или универсальность одеколона теперь уже отнюдь не приветствуются.
С 1830-х годов традиция унисексных духов полностью отступает и духи начинают отчетливо подразделяться на
мужские  и  женские.  В  Англии,  а  потом  и  в  других  странах,  мужчины  перестают  пользоваться  животными  и
цветочными  ароматами.  На  их  долю  остаются «лесные»  запахи -  сосна,  кедр,  дубовый  мох,  отражающие
метафорику  охоты,  потом  к  ним  добавляется  запах  кожи,  на  что  позднее  делает  ставку  фирма  Гермес.  Другие
допустимые  мужские  запахи -  аромат  благородных  сигар  и  табака,  запах  чистого  тела  и  виски.  Основные
парфюмерные дома середины XIX века - Убиган, Любен, Пивер - практически не выпускают специальных духов
для мужчин. Отсутствие искусственного запаха у мужчин маркируется как новая культурная норма, символическая
проекция честности, прямодушия, порядочности.
Эта  ситуация  начнет  потихоньку меняться  только  к  концу XIX  века,  когда  эстетика  европейского  декаданса
санкционировала  в  образе  идеального  мужчины  толику  женственности  или  по  крайней  мере  утонченной
чувствительности.  В 1889  году  Эме  Герлен  выпускает  духи «Jicky»,  в  которых  цибетин,  лаванда  и  бергамот
сочетались  с  синтетическими  кумарином,  ванилином  и  линалолом. «Jicky»  считается  первым  образцом
современной парфюмерии.
Эме Герлен назвал духи в честь племянника Жака, которого домашние звали Jicky; другая легенда гласит, что
«музой» Эме была его подруга англичанка Jicky. Гендерная неопределенность, заложенная в названии, отразилась
в  спорах  об  адресате  духов.  По  одной  версии,  этот  сложный  аромат  изначально  предназначался  для  дам,  а
некоторые  завзятые  франты «перехватили»  его  и  ввели  в  моду  среди  мужчин.  Был  даже  зафиксирован  случай
отравления духами «Jicky», причем жертвой оказался один никому не известный юный денди. Однако существует
и прямо противоположная версия: духи создавались для мужчин, а в итоге попали в арсенал женской парфюмерии.
В 1904 году Герлен делает специальные мужские духи (на этот раз неопределенность адресата исключалась с
самого  начала!)  с  программным  названием «Mouchoir de Monsieur» -  для  модников,  любителей  надушенных
носовых платков. Затем уже другая фирма выступила с мужскими духами «Chevalier D'Orsay» (названными в честь
известного денди графа д'Орсе), и далее это стало обычным: табу было снято. Но оформление флакона духов для
мужчин принципиально отличалось от женских своими прямоугольными очертаниями и сравнительной простотой
украшений.

(Небольшое отступление на эту же тему. Семидесятые годы ХХ века отмечены расцветом феминизма: на сцене
появляется  энергичная,  самостоятельная  женщина.  Как  реагирует  рынок  парфюмерии?  В 1973  году  компания
Ревлон запускает духи «Charlie», пользующиеся феноменальным успехом. Реклама «Charlie» акцентировала образ
идеальной активной клиентки, которая носит брючный костюм в офисе, делает карьеру и сама приглашает мужчин
на танец в клубах. Через 10 лет сходную стратегию применила фирма Jockey, специализировавшаяся на мужском
белье.  Она  предложила  линию  женского  белья «Jockey for Her»  из  хлопка,  без  традиционных  кружев  и  сразу
побила все рекорды продаж, ориентируясь на уже выявленную категорию потребителей - деловых дам.)
Но  вернемся  к  культурным  переменам  в  середине XIX  века. Царство  тонких  цветочных  ароматов  теперь —
привилегия  слабого  пола.  Развитое  обоняние  начинает  ассоциироваться  с  такими женскими  способностями,  как
интуиция, чувствительность, аккуратность. Напротив, чисто «мужской» орган восприятия -  зрение, осмысляемое
как  умозрение,  теоретическое  познание,  ведущее  к  практическому  освоению  нового  пространства, -  взгляд
исследователя и завоевателя. «С одной стороны - географические карты, микроскопы и деньги; с другой - сосуды
для благовоний, еда и духи».
После утверждения нового стандарта буржуазной мужской нейтральности, запах начинает восприниматься как
отклонение  от  нормы,  признак «Другого».  Носители  запахов  маркируются  в  общественном  сознании  как
маргиналы.  Среди  представителей  маргинальных  категорий -  дикарь, «savage» («другой»  с  имперской  точки
зрения); бедняк («грязные нищие, рабочие»), ребенок; куртизанка, использующая резкие запахи-афродизиаки; лица
нетрадиционной  сексуальной ориентации («другие»  в рамках официальной морали) и, наконец, богема,  вольные
художники без определенных занятий.

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр