ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 94 )
  



общую атмосферу эпохи, которую Уайльд превосходно ощущал. В этой атмосфере символизм теснейшим образом
переплетался с натурализмом, поиск материалистических основ эмоций - с самыми запредельными мистическими
переживаниями.
Квинтэссенция этих настроений - драма «Саломея», написанная Уайльдом по-французски в 1893 году. История
библейский  героини -  популярный  сюжет  во  второй  половине XIX  столетия:  его  использовал  и  Флобер,  и
Малларме,  о  Саломее  философствует  Дез  Эссент  в  романе  Гюисманса.  Уайльдовский  текст  был  переведен  на
английский лордом Альфредом Дугласом, и в том же году в Лондоне должна была состояться премьера. На роль
Саломеи была приглашена Сара Бернар, которой в тот момент было 48 лет, но это ничуть не смущало автора: он доверял артистическому таланту «этой змеи древнего Нила». Сара Бернар хотела сама исполнять танец
Семи покрывал и была так увлечена идеей, что во многом субсидировала постановку.
В оформлении спектакля все строилось на запахах. Представление замысливалось как синкретическое зрелище,
где  вместо  музыки  использовались  ароматы.  В  оркестровой  яме  планировалось  установить  гигантские
курильницы, испускающие по ходу представления различные благовония. Каждое действие и каждый герой имели
свой ароматический камертон. Экзотические запахи должны были даже заменить занавес, отмечая начало и конец
каждого  акта. Саломея носила  серьги в виде миниатюрных фиалов  с благовониями, капающими  ей на плечи. И,
разумеется,  ароматическая  кульминация  приходилась  на  танец  Семи  покрывал,  которым  соответствовали  семь
слоев запаха.
Подобная  оркестровка  запахами,  помимо  всего  прочего,  была  призвана  установить  особый  контакт  между
залом и сценой: после представления насквозь пропитанная благовониями публика, выходя на улицу, оказывалась
рекламным  сообщником  режиссера.  Уайльд  задумывал  коллективный  перформанс,  в  котором  через  запахи
публика  вовлекалась  в  своеобразный  ароматический  заговор,  поневоле  превращаясь  в массовку. Нечто  похожее
уже было проделано за год до этого на премьере его пьесы «Веер леди Уиндермир», когда сам автор и его друзья
явились в театр с зеленой гвоздикой в петлице.
К  сожалению,  этому  великолепному  замыслу  было  не  суждено  осуществиться.  Сначала  сопротивлялась
дирекция  театра  из  противопожарных  соображений,  а  потом  постановка «Саломеи»  была  и  вовсе  запрещена
цензурой,  усмотревшей  в пьесе  непристойные мотивы. Только  в 1896  году «Саломею»  поставили  в Париже,  но
Уайльд уже не смог насладиться этим зрелищем, поскольку в это время отбывал свой срок заключения.
В заключение этой главы - немного о самых знаменитых духах ХХ столетия: «Шанель №5». Их можно по праву
считать  самым  ярким  проявлением  парфюмерного  дендизма.  Габриэль  Шанель  не  любила  традиционные
цветочные запахи, считая их приметой буржуазного стиля. Кроме того, ей не нравилась манера обильно душиться,
типичная  для  начала  века.  Неумеренное  потребление  духов  было  во  многом  вынужденным,  поскольку
большинство ароматов были нестойкими и быстро выдыхались.
Новаторское мышление Шанель нашло опору в последних научных разработках того времени. К 1920  году в
парфюмерии  уже  применялись  синтетические  мускусы  в  качестве  фиксаторов  композиции.  Использование
фиксаторов позволило дозировать потребление: сильно душиться стало попросту ненужным.
Но  главной  технологической  новинкой,  использованной Шанель,  были  альдегиды -  синтетические  вещества,
полученные в результате восстановления жирных кислот. Работать с ними было трудно и непривычно:  они  отпугивали  парфюмеров  своим  резким  и  неприятным  запахом,  и  вдобавок  эти  летучие
соединения было трудно закрепить. Воспользоваться этими еще не апробированными новинками мог только очень
опытный парфюмер. Им оказался эмигрант из России Эрнест Бо, до этого работавший в фирме Ралле.
Его творческая смелость позволила совершить существенный переворот в парфюмерии: альдегиды придавали
композиции  абстрактный  характер.  Духи  с  узнаваемым  запахом  были  заменены  на  сложный,  неопределенный
аромат,  в  котором  самый  опытный «нос»  не  мог  вычленить  главные  компоненты.  При  первой  пробе  обычно
чувствуются  роза  и  жасмин,  иланг-иланг,  но  все  перекрывают  альдегиды.  На  самом  деле  верхнюю  ноту
композиции составляли альдегиды и ергамот, среднюю - ландыш и жасмин, а нижнюю - ветивер47
 и сандаловое
дерево.
Абстрактный  оттенок  аромата  можно  сравнить  по  эстетическому  эффекту  с  абстракционизмом  в  искусстве.
Отказ  от  принципов  фигуративности  в  живописи  В.Кандинского  и  П.Мондриана,  К.Малевича  и  Х.Миро
сопоставим с отказом от узнаваемых запахов в композиции духов. Это был сугубо современный подход. Ставка на
новые технологии, в данном случае - использование альдегидов, повлекла за собой авангардную эстетику «Шанель
№ 5».  Суть  ее  заключалась  в  отказе  от  мимесиса,  подражания  природе,  а «антиприродность»,  в  свою  очередь,
делала необязательным узнавание.
Существует  легенда,  что,  экспериментируя  с  неустойчивыми  альдегидами,  Эрнест  Бо,  сам  того  не  желая,
немного нарушил пропорцию, и окончательный результат был получен в результате счастливого случая. Но этой
легенде  противоречит  документально  засвидетельствованная история  о  том,  как Эрнест Бо предоставил Шанель
несколько  проб,  и  она  выбрала  одну,  считая  пятый  номер  для  себя  благоприятным.  Как  видим, «счастливый
случай» был, во-первых, одной из двадцати четырех разработок парфюмера и, во-вторых, был сознательно отобран
на последнем этапе самой Шанель.
Сухое  цифровое  название  первых  духов  Шанель  и  простой  квадратный  флакон  идеально  отвечали  духу
конструктивизма, влиятельного течения в первые декады ХХ века, выводившего на первый план функциональную
геометрию  формы.  Представители  конструктивизма -  архитекторы  Ле  Корбюзье,  К.Мельников,  художники
Р.Делоне,  К.Малевич,  Эль  Лисицкий -  стремились  к  чистой  выразительной  целесообразности,  избавляясь  от
декоративных элементов.

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр