ГЛАВНАЯ / Денди. Мода, культура, стиль жизни. ( стр. 97 )
  



объяснить  тем,  что  в  тот  момент «Тремэн»  был,  в  ущности,  единственным  образцом «модного»  романа  и  все
публиковавшееся позже невольно сравнивалось с этой книгой. Но на самом деле Дизраэли сам  сочинил  свой  текст,  и  Уорд  одобрительно  отзывался  о  его  романе,  увидев  в  нем  признаки  блестящего
дарования начинающего автора - тогда еще никто не мог догадываться, что настоящие амбиции молодого человека
простираются далеко за пределы литературы.
По  сюжету Вивиан  Грей -  циник,  который  делает  ставку  на  политическую  карьеру  и  плетет  интриги,  чтобы
заручиться  поддержкой  влиятельных  лордов  и  попасть  в  парламент.  Такой  герой  для Дизраэли  оказался  своего
рода пробным камнем: будущий премьер-министр Англии (Дизраэли получил этот пост в 1867 году) размышлял о
моральной цене политического успеха.
Главный  герой  романа  демонстрировал  в  лучших  дендистских  традициях  холодную  наглость  в  сочетании  с
изысканной  вежливостью:  опоздав  на  блестящий  обед,  он  пренебрегает  свободным  местом  с  краю  стол  а  и,
пользуясь  благосклонностью  хозяйки  дома,  занимает  лучшую  позицию  в  центре  рядом  с  ней.  Но  для  этого
приходится  подвинуть  все  остальные  кресла,  в  результате  чего  у  прочих  гостей  оказываются  перепутанными
тарелки, и мисс Гассет, которая собралась полакомиться фруктовым желе, по ошибке берет целую ложку жгучего
соуса  карри  с  тарелки  своего  соседа,  словом,  происходит  полный  переполох. «Now, that is what I call a sensible
arrangement; what should go off better», -  хладнокровно  реагирует  Вивиан  Грей: «Ну,  вот  это  разумное
расположение, что может быть лучше».
Дендизм  Вивиана  Грея  насквозь  автобиографичен:  молодой  Дизраэли  запомнился  современникам  не  в
последнюю очередь экстравагантными костюмами. Генри Бульвер, брат писателя Бульвера-Литтона, вспоминает,
что на светском обеде Дизраэли был одет в «зеленые бархатные шаровары, канареечного цвета жилет, открытые
туфли  с  серебряными  пряжками,  рубашку,  отделанную  кружевами,  ниспадавшими  на  кисти  рук».  Дизраэли
сознательно  использовал  дендистский  стиль  в  утрированном  варианте,  чтобы  произвести  впечатление  на  дам,
выделиться  и  запомниться. Эта  стратегия  саморекламы  входила  в  арсенал  дендистских  приемов,  и Дизраэли  не
отказался от нее даже позднее. Уже будучи видным политическим деятелем партии тори, он любил появляться в
панталонах пурпурного цвета, отделан
ных  золотым  шнуром  вдоль  шва,  продолжал  носить  перстни  с  бриллиантами  поверх  белых  перчаток  и
множество  золотых  цепочек.  Он  добился  членства  в  Олмаксе  благодаря  рекомендации  леди  Танкервилль,  был
посетителем  салона  леди  Блессингтон  и  подружился  с  королем  лондонских  денди  того  времени  графом  д'Орсе.
Наизвестной гравюре Даниэла Маклиса 1833 года (см. стр. 290) Дизраэли изображен во всем своем дендистском
великолепии,  причем  среди  его  аксессуаров  обращает  на  себя  внимание  трость  с  вделанным  в  нее  моноклем -
модная техническая игрушка того времени, бывшая в то время таким же знаком престижа, как сегодня - последняя
модель сотового телефона.
На публике Дизраэли порой нарочно разыгрывал особые дендистские мини-перформансы, изображая из  себя
модный типаж женственного, изнеженного молодого
человека. Однажды  он  наблюдал  за  игрой  в  теннис,  и  мяч  залетел  в  зрительские  ряды  прямо  ему  к  ногам.
Дизраэли поднял мяч, но, вместо того чтобы закинуть его обратно на корт, попросил это сделать соседа, мотивируя
свою просьбу тем, что никогда в жизни не бросал мяч. На следующий день об этой истории говорил весь Лондон.
Третьим и  самым  знаменитым «модным» романом  в  серии Коулберна после  стал «Пелэм» Бульвера-Литтона
(1828). Собственно,  только «Пелэму» и суждено было пережить  свое время и остаться в культурной  традиции в
качестве библии дендизма.
Главный герой романа, молодой аристократ Генри Пелэм, изображен прежде всего как отчаянный щеголь. Он
делает изысканные прически с локонами, пользуется миндальным кремом для лица, любуется своими перстнями и,
что  немаловажно  для  денди,  тщательно  соблюдает  личную  гигиену.  Роман  изобилует  такими  пассажами: «Я
проснулся около двух часов пополудни, оделся, неспешно выпил свой шоколад и только начал прикидывать, как
бы поэффектнее надеть шляпу, как мне принесли записку...»
Современникам  показались  странными  преувеличенное  внимание  к  внешности  и  дендистская  изнеженность
героя: в этом усмотрели нечто женственное, неприличное. Против Бульвера-Литтона выступил Карлайль, посвятивший денди  сатирическую  главу  в  своем романе «Sartor Resartus»,  а  также критики из
журнала «Fraser's magazine».  Среди  них  был  и  Теккерей,  который  в  статье «Люди  и  костюмы» 1841  года
недвусмысленно  намекал  на  некоего  писателя,  который  имеет  привычку  сочинять  свои  романы  в  халате  из
дамасского шелка и марокканских домашних туфлях: вот если бы он носил обычный сюртук, то и стиль был бы
другим: прямым, мужественным, честным.
Под  неблагоприятным  влиянием  подобных  статей  Бульвер-Литтон  внес  существенную  правку  во  второе
издание романа, и в результате из текста были вымараны многие самые интересные места, которые как раз были
посвящены туалету денди. К примеру, в первом издании в доме у приятеля Пелэма лорда Гленвилла фигурировала
роскошная ванная комната: «Эта комната была декорирована в нежно-розовых тонах. Ванна белого мрамора была
искуснейшим  образом  сделана  в форме  раковины,  поддерживаемой  двумя  тритонами. Как мне  объяснил  потом
Гленвилл, в этой комнате была установлена машина, которая постоянно испускала изысканный приятный аромат,
и легкие занавески колебались от душистого ветерка».
После немилосердной и несправедливой критики автор заменил в последующих изданиях эту ванную комнату
на гостиную, где висят полотна старинных мастеров. Но изначальное описание намного интереснее: такие пассажи
было  бы  неудивительно  встретить  у  поздних  эстетов - Оскара Уайльда  или  Гюисманса,  а  ведь  первое  издание
«Пелэма»  вышло  в 1828  году!  К  счастью  для  поклонников  дендизма,  Бульвер-Литтон  сохранил  в  книге  свои
знаменитые правила «Искусства одеваться» - вот некоторые из них:

page 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Rambler's Top100

2005-2015 ® Разработка сайта- Гришин Александр